Однако в настоящее время многие называют судовой колокол «рындой».
Впервые судовые колокола на корабле стали использовать англичане с XV-XVI века. В России судовой колокол на кораблях появился в начале XVIII века вместе с реформами Петра I, который переложил английский устав морской службы для российского флота в "Морской устав" 1720 года. Согласно этому документу, все команды на судне должны были отдаваться на английском языке. Команда «Бей в колокол» на языке оригинала звучала как «Ring a bell!» (ринг э бэлл). Поэтому со временем непонятное «ринг э бэлл» трансформировалось в более понятное «рынду бей». Так и остался этот термин в пользовании моряков.
Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой».
Рында стала такой же неотъемлемой частью корабля, как и штурвал. На ней была завязана вся жизнь экипажа судна, ее берегли, как зеницу ока. Матросы по ударам рынды выходили на вахту. Поскольку для измерения времени использовались песочные часы, называемые склянками, их приходилось переворачивать каждые полчаса. Этим занимался матрос на вахте. Каждый переворот отмечался определенным ударом в колокол.
Так и появилась существующая и в наши дни команда «Склянки бить!». Были еще и четырехчасовые склянки, которые делили сутки на 6 частей согласно вахтам. В полдень отбивали рынду - это особый звон, три коротких, отрывистых удара, следовавшие один за другим. В русском флоте «рынду били» в полдень. Таким образом, выделяли звоном смену корабельной вахты.
Моряки также верили, что колокол может отпугивать злых духов. Считалось, что оглушительный звон рынды способен утихомирить бушующее море и прогнать беснующегося морского дьявола.
По морскому обычаю, колокол отливали вместе с наименованием корабля, на котором колокол планировалось использовать. Если судно меняло наименование, на нём оставляли старый колокол со старым наименованием. Эта традиция множество раз помогала идентифицировать затонувшие суда. По поднятому подводниками судовому колоколу можно было сразу узнать наименование корабля и время его закладки.
С рындой также связаны некоторое интересные корабельные обычаи: Родившегося на корабле ребёнка крестили в судовом колоколе, при этом имя ребёнка могли выгравировать на самом колоколе .
В старину 16 ударов корабельного колокола объявляли о наступлении Нового года. Ровно в полночь 31 декабря, самый старший по рангу моряк, находившийся на корабле, звонил в колокол 8 раз. За ним самый младший матрос звонил ещё 8 раз.
Судовой колокол не утратил своего значения и в наше время. Традиция отбивать склянки на российских кораблях живет до сих пор и регулируется Корабельным уставом ВМФ РФ. Корабельный колокол по-прежнему необходим для подачи сигналов в туман при стоянке на якоре, при подъеме якоря и пожарной тревоги.
Корабельный колокол является «визитной карточкой» не только кораблей, но с рындой связана своя особая традиция: посетители “рынду бьют” и загадывают желание, если удар получается двойной, то желание обязательно исполнится.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев