ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛУЧШИХ.
Сообщается, что Му'авия ибн аль-Хакам ас-Сулями сказал:
وكانت لى جارية ترعى غنما لى قبل أحد والجوانية فاطلعت ذات يوم فإذا الذيب قد ذهب بشاة من غنمها وأنا رجل من بنى آدم آسف كما يأسفون لكنى صككتها صكة فأتيت رسول الله صلى الله عليه وسلم فعظم ذلك على قلت: يا رسول الله أفلا أعتقها؟ قال: ائتنى بها فأتيته بها فقال لها: أين الله؟ قالت: فى السماء قال: من أنا؟ قالت: أنت رسول الله قال: أعتقها فإنها مؤمنة
"У меня была рабыня, которая пасла моих овец перед Ухудом и аль-Джавванией. Однажды я увидел, как волк увёл у неё овцу. Я такой же человек, как и все потомки Адама. Я могу огорчиться, также как и все остальные. Случилось так, что я ударил её. А когда я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он назвал это большим грехом. Тогда я сказал: «О посланник Аллаха! Не даровать ли ей свободу?». Он сказал: «Приведи её ко мне». Когда я пришёл к нему с ней, он спросил её: «Где Аллах?». Она сказала: «На небе». Он спросил: «А я кто?». Она сказала: «Ты – посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Освободи её, ибо она – верующая»".
Муслим №537.
Ибн 'Абд аль-Барр сказал:
معاني هذا الحديث واضحة يستغنى عن الكلام فيها وأما قوله أين الله فقالت في السماء فعلى هذا أهل الحق لقول الله عز وجل آمنتم من في السماء ولقوله إليه يصعد الكلم الطيب ولقوله تعرج الملائكة والروح إليه ومثل هذا في القرآن كثير قد أتينا عليه في باب ابن شهاب في حديث النزول وفيه رد على المعتزلة وبيان لتأويل قول الله عز وجل الرحمان على العرش استوى ولم يزل المسلمون في كل زمان إذا دهمهم أمر وكربهم غم يرفعون وجوههم وأيديهم إلى السماء رغبة إلى الله عز وجل في الكف عنهم
«Смысл этого хадиса ясен настолько, что нет нужды говорить о нём! Что касается слов посланника Аллаха "Где Аллах?", и её ответа: "Над небесами", то на этом – люди истины! И это опираясь на слова Аллаха: "К Нему поднимается прекрасное слово", и слово Аллаха: "Поднимается к Нему дух и ангелы", и подобных аятов в Къуране очень много. И мы уже говорили об этой теме в разделе хадисов Ибн Шихаба, говоря о хадисе нисхождения на ближнее небо в последнюю треть ночи. И в хадисе рабыни – опровержение му'тазилитам, и разьяснение смысла слов Аллаха, Свят Он и Велик: "Милостивый вознёсся над Троном". И не прекращали мусульмане во все времена, когда случалась у них какая-то проблема, или постигло их бедствие – поднимать свои лица и руки к небесам, стремясь к Аллаху, Свят Он и Велик, чтобы Он устранил от них эти бедствия».
"ат-Тамхид" 22/80.
Ибн 'Абд аль-Барр также сказал:
وأما قوله في هذا الحديث للجارية أين الله فعلى ذلك جماعة أهل السنة وهم أهل الحديث ورواته المتفقهون فيه وسائر نقلته كلهم يقول ما قال الله تعالى في كتابه الرحمن على العرش استوى وأن الله عز وجل في السماء وعلمه في كل مكان وهو ظاهر القرآن وليس في هذا الحديث معنى يشكل غير ما وصفنا ولم يزل المسلمون إذا دهمهم أمر يقلقهم فزعوا إلى ربهم فرفعوا أيديهم وأوجههم نحو السماء يدعونه ومخالفونا ينسبونا في ذلك إلى التشبيه والله المستعان ومن قال بما نطق به القرآن فلا عيب عليه عند ذوي الألباب
«Что же касается слов пророка в данном хадисе, обращённых к рабыне: "Где Аллах?" – то на этом – все ахль ас-Сунна, а они – люди хадиса, и его передатчики понимающие их, и все его передатчики – все они говорят то, что сказал Всевышний Аллах в своей Книге: "Милостивый вознёсся над Троном" – то, что Аллах, Свят Он и Велик, над небесами, а его знание во всех местах, и это – очевидный смысл Къурана. И в этом хадисе нет больше чего-либо, что может вызвать затруднение, помимо этого. И не переставали мусульмане когда беспокоило их что то, обращаться к Их Господу, поднимая свои руки, и лица в сторону небес, и обращаясь к Нему с мольбой. И те кто нам противоречат, приписывают нас к уподоблению за это наше слово, к Аллаху обращаемся за помощью! И тот, кто сказал то, что сказал Къуран, то не может быть ему порицания, у всех обладателей разума!».
"аль-Истизкар" 7/337.
Къади Абу 'Яла сказал:
ظاهر الخبر يقتضي جواز السؤال عنه وجواز الإخبار عنه بأنه في السماء لأن النبي صلى الله عليه وسلم قال لها: أين الله فلولا أن السؤال عنه جائز لم يسأل وأجابته بأنه في السماء وأقرها على ذلك فلولا أنه يجوز الإخبار عنه سبحانه بذلك لم يقرها عليه
«Очевидный смысл хадиса доказывает дозволенность спрашивать об Аллахе: «Где?», и дозволенность отвечать: «Над небесами», поскольку пророк, мир ему и благословение, сказал ей: «Где Аллах?», и если бы этот вопрос не был бы разрешённым, то он не спросил бы её. И она ответила ему, что Он над небесами, и пророк признал её на этом, и не выразил порицания. И если бы нельзя было бы говорить о Нём, Свят Он и Велик, что Он над небесами, то пророк не одобрил бы её ответ, и выразил бы порицание».
"Ибталь ат-Тавилят" 1/232.
Имам аз-Захаби сказал:
ففي الخبر مسألتان إحداهما شرعية قول المسلم أين الله وثانيهما قول المسؤول في السماء فمن أنكر هاتين المسألتين فإنما ينكر على المصطفى صلى الله عليه و سلم
«В этом хадисе – два пункта. Первое: законность вопроса мусульманина: «Где Аллах?» Второе: законность ответа спрашиваемого: «Над небесами». И тот, кто порицает эти два пункта, тот лишь порицает пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
"аль-'Улюв" 1/28.
Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб сказал:
إنكار الأين من عقائد أهل الباطل وأهل السنة يثبتونه اتباعا لرسول الله صلى الله عليه وسلم كما في الصحيح أنه قال للجارية أين الله
«Порицание вопроса "Где Аллах?" – из убеждений людей лжи, люди Сунны же утверждают "Где" для Аллаха, следуя за пророком, мир ему и благословение Аллаха, как пришло в "сахихе" Муслима, что он сказал рабыне: "Где Аллах?"».
"ар-Расаиль аш-Шахсыя" стр. 133.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев