Сотни тонн грузов ожидают отправки, а тем временем перевозки подорожали почти в два раза.
— До весны этого года всё складывалось прекрасно. Сейчас РЖД устроило такую штуку: в силу загруженности они отказались возить коммерческие грузы. При этом неважно, это предметы первой необходимости или ещё что-то. Они завозят уголь, импорт, но не коммерческие грузы, — рассказывает Роман, менеджер отдела развития и перевозок одной из транспортных компаний.
Компания Романа — посредник между производителем товара и его конечным потребителем. Основные направления: Новосибирск–Якутск и Москва–Якутск.
— Мы возим по всей России все категории грузов, кроме опасных — это топливо, взрывчатка и другое. Мы пытаемся как-то сгладить ситуацию, то есть привлечь клиентов: например, снижаем цены. Но при этом мы практически ездим себе в убыток. Всё это происходит потому, что люди не могут себе позволить такие перевозки. Грубо говоря, с нами сейчас начинают ездить те, у кого прям горят сроки, — объясняет Роман.
▪ Чем это грозит?
Собеседник НГС из числа представителей рынка грузоперевозок говорит, что изменения напрямую могут повлиять не только на бизнес, но и на простых граждан.
— Представьте, что мы повезём куда-нибудь кг мяса. Если отправим РЖД, то стоить он будет примерно 350 рублей, плюс 20 рублей за кг за сборку. Получается, 300 рублей стоит кг мяса, отправка в рефрижераторе — ещё 50 рублей. А если мы отправим его фурой, то стоить оно будет уже примерно 800 рублей за кг, — объясняет он.
Другая сторона, которая может потерпеть убытки, — участники рынка госзакупок. По данным специалиста, уже сейчас предприниматели попадают в ситуацию, когда не по своей вине не могут исполнить условия госконтрактов.
▪ Что происходит?
В начале этого года профильное издание Infranews сообщило, что на сети РЖД с января отстранён от движения 201 контейнерный поезд. Тогда же глава ЕСП Сергей Мальцев обратился заявил, что количество «брошенных» поездов превысило показатель прошлого года в семь раз.
В Евразийском Союзе участников ж/д грузовых перевозок рассказали о необходимых мерах поддержки контейнерных перевозок. Речь идёт, в частности, о возобновлении дополнительных контейнерных поездов на Дальний Восток. В 2023 году в восточном направлении организовали 22 таких поезда — это значительно разгрузило порты региона и обеспечило вывоз импортных контейнеров.
С прекращением этой меры в 2024 году объёмы перевозок на Восток сократились на 20%. Так, дефицит инфраструктуры в восточном направлении усугубил дисбаланс грузопотоков между экспортом на восток и импортом на запад.
— Это привело к накоплению порожних контейнеров в европейской части России, тогда как сибирские грузоотправители испытывают нехватку контейнеров для экспорта. Для нормализации ситуации было бы правильно возобновить меру по отправке 22 контейнерных поездов на восток в 2024 году, — считает Сергей Авсейков, исполнительный директор ЕСП.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5