И если с автобусными пассажироперевозками в Купянске и Купянском районе хоть как-то решен вопрос (из местного бюджета выделяются деньги на оплату льготных автобусных рейсов – не более 10% на каждом маршруте), то вопрос о выделении средств на оплату перевозки льготного контингента железнодорожным транспортом находится в подвешенном состоянии (см. обращение “Купянской дирекции железнодорожных перевозок” “Франт” №40 от 6 октября сего года). По утверждению начальника пассажироперевозок по Купянскому району вся стоимость перевозки ложится на железнодорожников – местный бюджет не перечисляет средств. Отметим, однако, что решением местных властей Купянскому отделению “Укрзалізниці” была снижена плата за землю, находящуюся в пользовании отделения с 3% до 0,4% годовых. А это, между прочим, несколько миллионов гривень, которые должны были поступить в местный бюджет. Предполагалось, что деньги (путем взаимозачета) пойдут на компенсацию льготного проезда.
“Укрзалізниця” предлагает заключать договоры с местными советами на перевозку льготного контингента. Но все районы, которые обслуживает пригородным железнодорожным сообщением Купянский регион “Укрзалізниці”, отказываются компенсировать проезд. Хоть сейчас все бюджеты (городские, районные, поселковые, сельские) и должны перечислять деньги перевозчику за перевозку своего льготного контингента, но советы столкнулись с проблемой: как определить, чей это льготчик? Как вообще можно определить, сколько льготного контингента осуществляет поездки? Все ли пассажиры жители Купянского района? И т.д и т.п.
Когда в сентябре 2016 года по ст.Лихачёво (г.Первомайск, Харьковской области) отменили остановку электропоезда в связи с отсутствием компенсации за проезд льготного контингента, то мер Первомайска высказал мнение: “Укрзалізниця” посчитала весь льготный контингент, который садится по ст. Лихачёво, но не все из них жители города и непонятно, почему город за них должен платить?”
Поездки на пригородных електричках тем и привлекают пассажиров, что своей ценовой доступностью. Теперь, когда пассажироперевозки стали отдельным подразделением, “Укрзалізниця” пытается сделать пассажироперевозки прибыльными, но это не получается. По информации Купянской дирекции железнодорожных преревозок “…лише 11-12% витрат, пов’язаних із перевезенням пассажирів в приміському сполученні, покриваються надходженнями від продажу квитків та надходженням компенсації за перевезення пільгового контингенту”. Т.е., 88-89% субсидируется из госбюджета и всё ещё покрывается прибылями от грузовых перевозок. Если пассажироперевозки осуществлять по себестоимости, то, к примеру, поездка от Купянска до ст.Граково будет стоить 50 грн. Каков же выход?
“Укрзалізниця” говорит, что осуществляет социально-важные перевозки, но они слишком дорого обходятся государству. К тому же есть населенные пункты, где нет железной дороги. Там как-то же решают вопрос социальных перевозок? Автопредприятия вполне могут осуществлять перевозки в пригородных сообщениях. И по такому пути отхода от убыточного пригородного железнодорожного сообщения пошли в некоторых странах ближнего зарубежья.
Вопрос сложный. Перевод пассажироперевозок с железнодорожного на автотранспорт повлечет реформирование депо “Купянск”. Этому же способствует уменьшение грузопотока по станции “Тополи” в связи с запретом грузовым вагонам, принадлежащим части российских компаний, ездить по территории Украины. “Укрзалізниця” экономически будет вынуждена проводить реформы.
Что ожидает нас в следующем году? В госбюджете на 2017 год не предусмотрены средства ни на компенсацию проезда льготного контингента, ни на его монетаризацию (адресная денежная помощь льготникам). Возмещение средств за перевозку льготников возложена на местные бюджеты, которые отказываются заключать договора с “Укрзалізницей”. Остается надеяться на добросовестность народных избранников и местные власти, которые все-таки найдут выход из складывающегося положения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев