История о Дон Кихоте, созданная великим русским артистом и знаменитым оперным басом Фёдором Ивановичем Шаляпиным, стала классической. Хотя в фильме он играет главную роль, это не опера.
В фильме Фёдор Иванович поёт романс Даргомыжского «Оделась туманами Сьерра Невада» (с изменённым текстом) и три песни, написанные композитором Жоржем Ибером. Однако некоторые зрители считают, что было бы лучше использовать фрагменты из оперы «Дон Кихот» Ж. Массне.
В начале тридцатых годов немецкий режиссёр Георг Пабст решил снять полнометражный музыкальный фильм «Дон Кихот» по роману Сервантеса и одноимённой опере Массне. На главную роль был приглашён Фёдор Шаляпин, и выбор Пабста был не случаен. «Дон Кихот» был написан Массне специально для Шаляпина, который много лет был увлечён этим образом.
Фёдор Иванович лично «консультировал» композитора Массне и его либреттиста Анри Кена во время работы над оперой. Идея экранизации «Дон Кихота» возникла у Шаляпина практически сразу с появлением звукового кино.
В 1929 году певец пытался уговорить Сергея Михайловича Эйзенштейна взяться за постановку, однако тот думал только о Голливуде. Поэтому, когда появился Пабст, Фёдор Иванович, несмотря на огромную загруженность бесконечными гастролями, с радостью принял его предложение.
К работе над фильмом приступили в 1932 году. Снимали с размахом — натурные съёмки проходили в Испании, затем в Англии. Доснимали в павильонах, там же был записан звук.
Фильм снимался в расчёте на зрителей нескольких стран, а потому сразу на трёх языках — английском, французском и немецком. Поскольку техники дубляжа в те годы ещё не было, фильм фактически пришлось снимать трижды. Для большинства участников это было не слишком сложно, поскольку в каждой из версий был свой состав актёров. Однако Шаляпин был занят во всех версиях! Поэтому каждый эпизод ему приходилось дублировать трижды, каждый раз на другом языке.
Шаляпин хорошо понимал, что кинематограф открывает перед ним новые, неизведанные возможности, и хотел использовать их в полной мере: «Я не намерен просто перенести свою игру со сцены на экран. Нет, мне чудится нечто гораздо большее», — заявлял певец во время работы над фильмом.
Разумеется, это было легче сказать, чем сделать — слишком трудно было избавиться от многолетних привычек, выработанных оперной сценой. Поэтому, как рассказывали очевидцы, во время съёмок Фёдор Иванович то и дело забывался и начинал смотреть в камеру в упор, как будто обращаясь с авансцены к зрительному залу.
«Дон Кихот» вышел на киноэкран в 1933 году, получив широкое признание как у публики, так и у критиков. Последние практически единодушно восторгались как голосом, так и актёрским талантом Шаляпина.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2