Всего за месяц нами проанализировано более 932 репортажей (данные не точные, так как в самом начале мы не отмечали количество «чистых» репортажей). Из них с пропагандой — 447, «чистых» — 485.
Сводка по темам новостей
Темы, которые освещались в новостных выпусках последнего месяца, можно условно разделить на несколько смысловых групп:
События на Украине (эта тема, как и следующая за ней, освещалась настолько активно, что в Сети даже стали ходить шутки о том, что если бы не украинские события, российским каналам нечего было бы показывать в новостях). Тема Украины могла занимать до 90% времени всего выпуска новостей.
Референдум о независимости Крыма (тесно связанная с событиями на Украине, эта тема освещалась почти так же широко, как и собственно украинские акции протеста и переворот, за ними последовавший)
Российские новости (новости о событиях, происходящих в стране, последний месяц в связи с широким освещением новостей Украины и Крыма, присутствовали лишь в виде одного-двух сюжетов за выпуск новостей)
Мировые новости (сюжеты о новостях, происходящих за рубежом — за исключением Украины, представлены также крайне скудно, не в каждом выпуске новостей)
Новости культуры и спорта
Наиболее насыщенными пропагандой, как и ожидалось, были сюжеты о событиях на Украине, выпуски новостей с большим количеством сюжетов на эту тему набирали до 90% пропаганды. Почти вровень с этой темой идут сюжеты о референдуме в Крыму. Также при освещении этих двух тем чаще всего нарушался баланс мнений и представлялась точка зрения лишь одной стороны — пророссийской, антимайдановской.
Пропаганда в российских новостях также была выявлена в достаточном количестве, однако, гораздо меньшем, нежели в сюжетах из двух предыдущих смысловых групп — 30-50%. Примерно на этом же уровне находятся и мировые новости.
Новости культуры и спорта в большинстве случаев свободны от пропаганды.
Сводка по используемым методам пропаганды
За первый месяц работы «Антипропаганды» в анализах новостных выпусков были выявлены почти все методы пропаганды из нашей методологии (надо сказать, несовершенной, поэтому, вероятно, были использованы и другие методы, не выявленные нами). Чаще всего встречались следующие методы:
Лингвопропаганда (впоследствии этот метод был разделен на несколько пунктов, чаще всего использовался метод Насмешки — иронии и Игры с масштабом)
Дезинформация (неподтвержденная или неполная информация, некорректно поданные, искаженные факты)
Логические ошибки (также были впоследствии разделены на несколько пунктов; корреспонденты новостных программ, пользуясь тем, что часто новости по ТВ для людей идут фоном, часто выводят из верных предпосылок совершенно неверные, подчас парадоксальные выводы)
Подмена факта мнением (корреспонденты и ведущие выдают свое личное мнение за факт, полагаясь на то, что зритель не станет проверять озвученную информацию и/или примет на веру их слова)
Анонимный авторитет (корреспонденты часто ссылаются на некий источник информации, не называя его и пользуясь вводными фразами типа «по нашим данным», «сообщается», «наш источник сообщил», из-за чего зритель вынужден воспринимать их слова на веру, не имея возможности проверить первоисточник информации)
Неявное утверждение (корреспонденты часто не утверждают что-либо явно, но прозрачно намекают на это, отчего зрителю кажется, что это его собственный вывод, в то время, как на самом деле он навязан автором сюжета и чаще всего является его личным мнением)
Также в новостных сюжетах часто бывает нарушен баланс мнений, корреспонденты вставляют в сюжеты мнения лишь тех людей, которые подтверждают позицию, утверждаемую каналом, не давая слова оппонентам. Это создает иллюзию, что народ/эксперты/ньюс-мейкеры единодушны в своем мнении, но на самом деле это может быть далеко не так.
Нет комментариев