Однако именно ригпа породило мысль «Я не распознаю его». Это знаток собственного нераспознавания. В тот момент, когда человек пытается определить этого знатока, он исчезает. Поскольку это знание является природой пустоты, оно невидимо. Даже будды не могут его увидеть. Таким образом, следует понимать ум как союз ясности и пустоты. Ясность — это знание, которое распознает, возникают ли мысли или эмоции. Пустота — это прозрачность этого осознания. Оно всепроникающе, как пространство. Если кто-то спрашивает, как проявилось ригпа, оно возникло спонтанно — не создано никем и ничем вообще. Таким образом, текст называет его «самовозникшим».
Поскольку это разделительная линия между сансарой и нирваной, следует понимать разницу между мастерством и немастерством самовозникшего ригпа.* Это можно прояснить, проведя различие между сознанием (намше) и изначальным осознанием (йеше), каждое из которых обладает качеством знания, познания (ше). Сознание — это то, что знает, как выполнять различные действия. Оно также различает поверхностные проявления внешних объектов. В состоянии немастерства, когда человек не воспринимает действительное состояние, ум проявляется как сознание — обычная жизненная сила. Все чувствующие существа — имеющие и не имеющие формы — обладают этим сознанием, которое соединено с цеплянием за себя в его нечистом состоянии. Не имея самоосознания, сознание проявляется как понятие «я», причина всех бесчисленных страданий рождения и смерти в циклическом существовании.
Напротив, когда познающая сторона сознания используется для того, чтобы взглянуть на своё собственное лицо, эта познающая сторона становится подобной пространству — недвойственному союзу ясности и пустоты, который представляет собой истинное состояние ума, махамудру. Таким образом, когда познание обращается на само себя и осознаёт себя, оно становится изначальной мудростью, причинной основой будд. В священных текстах говорится: «Поскольку оно присутствует с самого начала, оно называется "изначальным". Поскольку оно всеведуще, оно называется "осознаванием"». Это и есть мудрость индивидуального самопознающего ригпа, на которую ссылаются тексты Праджняпарамите.
Когда человек постигает истинное состояние ума, весь сосуд и его содержимое — сансара и нирвана — воспринимаются как природа мудрости, сфера и игра изначального осознавания. Всё это — всеобъемлющая чистота, не имеющая ни малейшего изъяна.
* То, что здесь переводится как «мастерство», на тибетском языке — «tsaldzog». Термин tsal (ཚལ) означает «живость» или «выразительность» и является синонимом другого термина, nüpa (ནུས་པ་), что означает «потенциал». Таким образом, это естественный потенциал самопознания — способность ума порождать бесчисленные мысли и эмоции и осознавать их. Каждая грубая или тонкая мысль или эмоция, которая возникает, — это просто выражение ригпа. Второй слог, dzog (ཟོགས), означает «полнота, завершенность». Таким образом, термин «мастерство» относится к доведению до завершения этой живой, самоосознающей выразительности ригпа.
«Vajrakilaya: A Complete Guide with Experiential Instructions» / Kyabje Garchen Rinpoche (ПБМ) https://vk.com/wall3567699_7433
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1