История танка достаточно характерна для военных лет – его построили на средства Лауреатов Сталинской премии – известных детских писателей Самуила Маршака и Сергея Михалкова, творческого содружества художников «Кукрыниксы» (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов), поэтов Николая Тихонова и Виктора Гусева. Они обратились в Фонд обороны с просьбой передать полученные ими государственные премии для создания тяжелого танка КВ-1. Громкое имя «Беспощадный» танку присвоили, чтобы он не затерялся среди остальных.
25 мая 1942 г. на торжественном митинге в присутствии творческой группы танк был передан 6-й гвардейской танковой бригаде (впоследствии 23-я отдельная гвардейская танковая Ельнинская Краснознаменная бригада).
Экипаж подобрали из танкистов, отличившихся в боях под Москвой.
В него вошли:
Командир танка- гв. лейтенант Хорошилов Павел Максимович, 1917 г.р., погиб 01.03.1943 г. под д. Ашково
Командир орудия - гв. сержант Фатеев Алексей Иванович, 1921 г.р., член ВЛКСМ с 1937 года, призван в 1939 году из Тулы, в действ. армии с июня 1941 г. погиб 04.03.1943 г.
Старший механик-водитель - гв. мл. воентехник Царапин Егор Сергеевич, 1918 г.р., призван в 1938 г. из Тамбовской обл., в Действующей армии с 22.06.1941 г., был ранен.
Младший механик-водитель - гв. ст. сержант Филиппов Георгий Иванович, 1918 г.р., призван в 1938 г. из Гагр Абхазской АССР, в Действующей армии с июня 1941 г.
Радиотелеграфист - гв. мл. сержант Егоров Алексей Андреевич, 1920 г.р., призван в 1940 г. из Истры, в Действующей армии с июня 1941 г.
Танк находился в строю около девяти месяцев. Экипаж воевал геройски, перенес тяжелые утраты. Его состав несколько раз обновлялся. В тяжелых боях лета 1942 – зимы 1943 на Воронежском направлении первый экипаж танка с боями прошел 700 км, уничтожил 27 танков, 9 минометов, 10 пушек, 17 пулеметов, 13 бронемашин и сотни гитлеровцев.
В марте 1943 г. в боях погибли командир танка Павел Максимович Хорошилов и сменивший его Алексей Иванович Фетеев. Танк получил серьезные повреждения и был отправлен в ремонт. На его броне насчитывалось более сорока выбоин. И вновь, собрав средства, поэты и художники помогли с ремонтом своего детища.
После ремонта с обновленным экипажем под командованием гвардии лейтенанта Владимира Степановича Макарова в составе родной танковой бригады боевая машина продолжила свой боевой путь. Бои под Ельней стали последними для легендарного танка. 31 августа 1943 г. в тяжелом бою экипаж снова понес потери, подбитый танк удалось вывести с поля боя, но восстановлению он уже не подлежал. В числе прочих танков он был доставлен в Кубинку, а в 1948 г. машину отправили на переплавку на московский завод «Серп и молот».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11