Закат карьеры
Постепенно стрессы, связанные с психологическими нагрузками в ходе сеансов, проводившихся в откровенно враждебной атмосфере, коммерческая эксплуатация, а главное, отсутствие теоретический базы, опираясь на которую они могли бы осознать духовную или религиозную подоплеку своей деятельности, пагубным образом сказались на психическом состоянии сестёр: Кейт и Маргарет пристрастились к алкоголю.В 1888 году Кейт и Маргарет рассорились как с сестрой Лией, так и с некоторыми ведущими спиритуалистами, считавшими, что Кейт не в состоянии достойно исполнять материнские обязанности, потому что страдает алкоголизмом. Духовный кризис испытала и Маргарет: она вдруг преисполнилась убеждением в том, что ее способности «происходят от дьявола» и решила вновь вернуться в лоно католической церкви.
Маргарет Фокс: двойное саморазоблачениеОбе сестры отправились в Нью-Йорк, где репортер предложил им $1,500 за «сенсационное саморазоблачение». 21 октября 1888 года Маргарет выступила в нью-йоркской Academy of Music, где также присутствовала Кейт. Перед аудиторией в 2 тысячи человек Маргарет продемонстрировала способ, каким она производила стуки. Врачи на сцене удостоверились в том, что звуки производились щелчком сустава большой ноги.В тот же день в газете New York World появилась публикация с рассказом Маргарет Фокс, в котором та давала новую трактовку событиям, происходившим в Гайдсвилле, утверждая, что общение с «духовной сущностью» было ими с Кейт инсценировано.На спиритуалистов это признание не произвело впечатления: многие утверждали, что звуки, которые слышались в присутствии Кейт и Маргарет, раздавались в разных частях помещений, а иногда и за их пределами. Участвовавший в дискуссии Гарри Гудини утверждал, что «пространственный эффект» при щелчках суставами вполне возможен, поскольку «звуковые волны отражаются как и световые, и при некоторых условиях трудно установить их источник».Однако уже через год (поняв, что коммерческий выигрыш от саморазоблачения оказался временным, а все старые друзья её осуждают), Маргарет Фокс выступила с отречением, текст которого был опубликовал New York Press 20 ноября 1889 года. В нем, в частности, говорилось:По воле Господа я должна признать, что несправедливо обвиняла спиритическое движение, находясь под сильным влиянием кругов, враждебно настроенных против него. Я неверно истолковывала основы движения, все разоблачения произошли не по моей доброй воле. Невидимые силы духа двигали мной, используя меня для выражения мнения тёмной толпы, обещавшей благополучие и счастье взамен нападок на cпиритуализм. Их уверения были столь обманчивы…— New York Press, 1889,
Однако все прежние друзья отвернулись от Маргарет, а пресса потеряла к её заявлениям интерес. Маргарет Фокс, нуждаясь в деньгах, безуспешно попыталась вернуться к профессиональному медиумизму. Как писал Айзек Функ, она умерла в нищете в 1893 году. За три года до этого скончалась старшая сестра Лия, в 1892 году — Кейт, известная к этому времени как миссис Спарр.В 1905 году на собрании Medico Legal Society в Нью-Йорке, где обсуждались, в частности, вопросы, связанные со спиритуализмом, выступила врач мисси Меллон, которая в течение последнего месяца жизни Маргарет Фокс-Кейн проводила с ней по несколько часов ежедневно в доме на 9-й улице, где располагалась её квартира. Миссис Кейн по её словам, не в силах была пошевелить ни ногой, ни рукой, не говоря уже о том, чтобы щёлкать суставами. При этом — то в стене, то в полу, то в полтолке — раздавались гулкие стуки: в ответ на вопросы, которые Маргарет задавала своему «духовному гиду». Миссис Меллон, как отмечалось, никогда не была последовательницей спиритуализма.Сёстры были похоронены на бруклинском кладбище Cypress Hill. После смерти
В 1916 году старый дом в Гайдсвилле, где в 1848 году жила семья Фоксов, перешел в собственность нью-йоркской организации Lily Dale, которая одно время являлась неофициальной штаб-квартирой американских спиритуалистов. Дом выгорел дотла в 1955 году. В 1968 году он был реконструирован и открыт для посещения туристов. Надпись на табличке, сохранившаяся с 1927 года, гласит: «Место рождения современного спиритуализма в 1848 году». В отстроенном здании восстановлена и подвальная ниша, в которой был найден скелет,
Нет комментариев