Цвет и устройство такелажа.
Смотрим Курти, стр. 272: «большую часть…стоячего такелажа тировали – покрывали тиром или смолой грязно-коричневого цвета. Стоячий такелаж позднейших судов был черного цвета, так как применяли минеральные тиры; бегучий такелаж был натурального цвета, обычно темно-коричневого, так как в большинстве случаев его делали из манилы.» В справочнике Целовальникова то же самое, почти теми же словами. Начнем с того, что смолой не покрывали, а пропитывали: «Просмаливание производится следующим образом: пучок из 12-18 нитей, намотанный на большую бобину, медленно протягивается через корытообразный сосуд, наполненный горячей или даже кипящей смолой...» (Брокгауз и Ефрон, т. XIV, стр. 271, ст. Канатное производство). Продолжим тем, что манильские тросы были не столь распространены, как пишет Курти, на американских клиперах, например, такелаж был пеньковый. (См. Сам Свенссон. Справочник по такелажным работам, Судостроение, 1987.). Применялась пенька широко и с размахом вплоть до середины прошлого века, применяется даже сейчас, обусловлено это тем, что пеньковые канаты, при всех прочих равных условиях, легче и тоньше, чем манильские, а по прочности уступают только капроновым. Основной недостаток пеньки, впрочем, как и любого растительного троса – гигроскопичность, с которой боролись пропитывая тросы смолой. Смола для пропитки использовалась сосновая: «Главнейшее непосредственное применение жидкой древесной смолы - ...для просмаливания различных предметов, напр. пеньковых канатов и проч.» (Брокгауз и Ефрон, т. X, стр. 453, ст. Дерево.) Цвет смолы: «Сосновая смола представляет сиропообразную жидкость, весьма вязкую, темно-бурого цвета» (Там же).
Таким образом получается, что цвет стоячего такелажа для большинства случаев можно принимать темно-коричневым,
несколько светлее смолы. Для бегучего же такелажа – разных оттенков зелено-желтого, так как для бегучки применялись бельные тросы, не пропитанные смолой, а цвет натуральной пеньки: «высший сорт имеет серебристо-серо-зеленоватый цвет; следующий затем (тоже очень ценный)сорт обладает желтоватым оттенком; потом идут уже менее дорогие сорта более темных оттенков». (Брокгауз и Ефрон, т. XIV, стр. 267, ст. Канатное производство.). В той же статье описан способ, которым выдавали низкокачественную пеньку за более высококачественную – канат натирался капустным листом.
Что же касается черного цвета стоячего такелажа, то мне представляется, что пропитка минеральными веществами происходила от бедности, далеко не всегда и не везде и этой рекомендацией можно пренебречь, тем более, что не обозначены временные рамки применения такой технологии. «Позднейшие суда» – это суда какого времени? Минеральные пропитки для растительных тросов упомянуты в «ГОСТ 30055-93 Канаты из полимерных материалов и комбинированные. Технические условия»: «Канаты пеньковые пропитанные изготавливают путем пропитки канатов в целом виде или каболок смазкой Е-1 по ГОСТ 15037 или другими пропиточными составами с равноценными противогнилостными свойствами, а также сосновой смолой по нормативно-технической документации.», но это документ недавний и там упоминается сосновая смола, причем пропитки используются не вместо, а вместе со смолой.
Вывод: Стоячий такелаж в общем случае темно-коричневый, бегучий – зелено-желто-коричневый. Конкретное решение по цвету следует принимать изучив несколько источников, относящихся ко времени прототипа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев