Ни́на Никола́евна Уса́това (род. 1 октября 1951, с. Малиновое Озеро, Алтайский край) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России (1994)
Биография:
Нина Усатова начала свои творческий путь в российской глубинке в самодеятельных театральных коллективах. В 1970-х годах она работала режиссером народного театра, а затем художественным руководителем клуба в Курганской и Калужской областях.
В 1979 году Н.Н. Усатова окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина и начала свою профессиональную актерскую деятельность в Драматическом театре города Котласа. В 1980 г. Н.Н. Усатова переезжает в Ленинград и вскоре становится одной из ведущих актрис Молодежного театра. Первая же сыгранная ею роль - это была Степанова в спектакле "Отпуск по ранению" по одноименной повести В.Кондратьева - привлекла к ней внимание зрителей и получила высокую оценку критики. Героиня Н. Усатовой , имевшая лишь одну игровую сцену и на протяжении всего спектакля молча стиравшая солдатское белье, приковывала к себе внимание зала и заставляла следить за реакциями этой женщины на разворачивающиеся события. Профессионалы понимают, насколько трудна была задача, поставленная перед актрисой режиссером. Для того, чтобы справиться с ней, необходимо обладать не столько хорошей актерской техникой, сколько поистине незаурядным масштабом личности. Яркий, если это слово уместно для данной роли, дебют обещал интересное будущее. И ожидания оправдались. Среди полутора десятка ролей, сыгранных Н.Н. Усатовой на сцене Молодежного театра, Таня в "Диалогах" и Дульсинея в "Дульсинеи Тобосской" А.Володина, Демчиха в "Сотникове" В.Быкова и Смирнова в "Дне рождения Смирновой" Л.Петрушевской", Вера Максимовна в "Уходил старик от старухи" С.Злотникова и Пастушка в "Сирано де Бержераке" Э.Ростана.
Сложившейся, опытной актрисой Н.Н. Усатова в 1989 году пришла в Большой Драматический театр имени Г.А.'Товстоногова, где и работает в настоящее время.
Природа наградила Н. Усатову колоритной внешностью, которая делает актрису всегда узнаваемой, но не мешает быть ее героиням удивительно разными. Она может сыграть острую гротескную роль, а может появиться в прелестном женском облике. Н.Н. Усатова актриса характерная в самом лучшем смысле этого понятия. Ее творческий диапазон необыкновенно широк и позволяет ей чувствовать себя свободно н уверенно в любом жанре. Абсолютная органичность, истинный темперамент, острейшее чувство сценической правды, стиля и меры делают ее образы художественно завершенными и неизменно вызывают живой человеческий отклик.
Н.Н. Усатова дебютировала на сцене БДТ в роли Белотеловой в комедии А.Н.Островского "За чем пойдешь, то и найдешь". Напористая, не предполагавшая полутонов режиссура Д.Астрахана, требовала от актрисы красок ярких и броских. Героиня Н.Н. Усатовой появились на сцене великолепной кустодиевской красавицей: дородной, румяной, пышущей здоровьем, разряженной в шуршащие шелковые платья. Она шумно и вместе с тем томно вздыхала, изнывая от тоски и мечтая о страстной любви. Внушительная фигура, затянутая в корсет, вызывала гомерический хохот зала. Но когда он достигал апогея, вдруг начинала звучать нота щемящего одиночества, от которого так забавно страдала эта наивная и простодушная купеческая красавица.
Совершенно иные творческие возможности продемонстрировала Н.Н. Усатова в своей следующей работе: в трагедии Ф.Шиллера "Коварство и любовь" она сыграла роль матери Луизы Миллер. Здесь было все: и точность социальной характеристики, и полная гамма чувств матери, и глубочайший драматизм переживаний. Фрау Миллер нежно и самоотверженно любила свою дочь, искренне желала ей счастья и отчаянно боялась за ее судьбу. Лаконичность режиссерского языка и сдержанный колорит спектакля в значительной мере определили и исполнительскую манеру актрисы. Аккуратная немка в белоснежном фартуке и крахмальном чепце, сдержанная и рассудительная готова была с бешенством раненой тигрицы защищать свое дитя. Тема маленького человека, связанная в спектакле с супружеской четой Миллеров, достигала высочайшей трагической ноты во многом благодаря прекрасной актерской работе Н.Н. Усатовой .
Затем была госпожа Куин в пьесе Д.Синга "Удалой молодец - гордость запада". Разбитная веселая бабенка, вдова в силу обстоятельств и женщина по определению природы, острая на язык, ловкая в движениях, она любила шумную компанию, не чуралась мужского общества и была не слишком обеспокоена проблемой собственной добропорядочности. Вновь своим комедийным дарованием актриса блеснула сыграв Катерину в спектакле "Семейный портрет с посторонним" по одноименной пьесе С.Лобозерова. Незамысловатая история, рассказанная драматургом, требовала скорее точности бытовых характеристик, нежели тонкости психологических ходов. Н.Н. Усатова виртуозно выполнила первую задачу, но не пренебрегла и второй. Именно знание деревенского мира, наблюдательность, понимание женской души, легкая ирония и нежность к своей героине помогли актрисе создать очень симпатичный образ. Ее Катерина, мать семьи, отягощенная хозяйством, домашними хлопотами была человеком хоть и не чуждым мечтательности, но здравомыслящим. Будучи верной женой своего мужа, она умела держать его в руках и возвращать из заоблачных мечтаний на грешную землю. Роль строилась на массе мельчайших житейских подробностей, которые в целом создавали очень яркую и абсолютно узнаваемую картину. Когда Катерина в праздник появлялась перед семейством в своем лучшем платье и с невероятной завивкой на голове, она вызывала немой восторг близких. Катерина стояла потупив глаза, рдея щеками и тихонько теребя концы цветастой косынки. Услышав вздох восхищения, она павой проплывала к столу и, словно боясь расплескать красоту, плавно и с достоинством опускалась на стул.
Еще одну деревенскую женщину - Макеевну - Н.Н. Усатова сыграла в комедии В.Гуркина "Кадриль". Ее героиня - вполне определенный типаж. Макеевна одинока и потому сама себе командир. Где-то хитроватая, где-то простодушная. Когда боевая, а когда и беспомощная. Она не стесняется стянуть то, что плохо лежит, но готова прийти на помощь соседям. Она может зубоскальничать, а может по-бабьи запричитать и завыть. Она очень разная, такая, казалось бы, простая Макеевна.
Каждая героиня Н.Н. Усатовой - это целый мир. Мир глубокий, со своими чувствами и страстями, со своей жизненной историей, со своей правдой. Всякий раз, невзирая на масштаб роли, актриса играет женскую судьбу, достойную самого пристального внимания и глубочайшего сострадания. Она обладает богатейшей художественной палитрой и тончайшим знанием человеческой психологии. Она умеет заставить нас смеяться до слез и поднимает наши души до высот сострадания. Н.Н. Усатова , истинная любимица петербургской театральной публики, широко известна в нашей стране и как- прекрасная киноактриса. В ее послужном списке почти два десятка ролей, сыгранных в кинематографе. Среди них роли в таких фильмах, как "Небывальщина", "Байка", "Прощальные гастроли", "Окно в Париж", "Чича", "Мусульманин". В 2001 г. за роль в художественном фильме "Барак" Н.Н. Усатова была удостоена Государственной премии Российской Федерации.»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10