Мастер и Маргарита
В 1923 году Коненков и его жена Маргарита на несколько месяцев выехали в США с выставкой советского изобразительного искусства. Но задержались там на целых 22 года. Работы скульптора имели за океаном грандиозный успех, он стал самым популярным портретистом Америки, получал много заказов и даже снял в Нью-Йорке мастерскую, в которой провел много лет. В свободное время Сергей Тимофеевич любил гулять по Бродвею в косоворотке с неизменным котом Рамзесом на плече и в сопровождении молодой жены Маргариты. По свидетельству современников, Маргарита была поразительно красивой женщиной, перед чарами которой не смогли устоять многие мужчины.
Сам скульптор объяснял задержку в США тем, что не успел оформить бумаги. На самом деле, как позже выяснилось, за этим крылось очень и очень многое.
Под грифом «секретно»
До сих пор не рассекречены оперативные дела пребывания за границей Сергея и Маргариты Коненковых. Между тем, по мнению многих исследователей, Маргарита Коненкова являлась тайным агентом НКВД и работала на нашу разведку. Говорят, ей удалось влюбить в себя Эйнштейна и выудить из него весьма ценную информацию. Ученый работал над созданием атомной бомбы, а значит, мог опосредованно оказывать определенные услуги советской разведке. Кроме того, Маргарита была вхожа и в дом «отца» атомной бомбы Роберта Оппенгеймера. Во всяком случае, этот факт биографии Маргариты Коненковой отчасти объясняет, почему советское правительство закрывало глаза на длительное проживание скульптора за океаном, а также на все блага, оказываемые ему по возвращении из США. Такое, как известно, позволялось лишь избранным.
Средство от ада
В 1930-е годы состоялось одно знакомство, оказавшее на скульптора Коненкова огромное влияние. В поезде супруга Маргарита случайно оказалась в одном купе с человеком по фамилии Шмелев, который являлся членом религиозной секты. Со временем Коненков превратился в одного из самых ее активных почитателей, серьезно увлекся мистикой и теософией.
А теперь — несколько слов о секте. Ее основателем был американец Чарльз Рассел. Еще в подростковом возрасте у него появилась мания особого вида: его преследовала мысль о неизбежных адских мучениях. Поначалу, чтобы избежать ада, юноша вел самый что ни на есть примерный образ жизни. Все переменилось для него, когда он познакомился с приверженцами новой секты субботников-адвентистов. Они отрицали существование ада и вечных страданий. Рассел с радостью уверовал в их учение. Уже в 1884 году он отрастил бороду, и через прессу объявил себя пастором новой церкви. Рассел проповедовал, что уже настало обещанное Богом 1000-летнее царство на земле. И что ни он, ни его последователи никогда не умрут, так как в 1000-летнем царстве смерти нет. Каково же было потрясение и разочарование всех его последователей, когда они узнали, что 9 ноября 1916 года Рассел умер в поезде, пересекавшем Техас! Количество членов секты резко уменьшилось. Однако в отличие от своего основателя она все-таки выжила. Последователи учения Рассела несколько раз меняли название своей организации. Делалось это то ли для того, чтобы избавится от аморального шлейфа, оставленного после себя Расселом, то ли чтобы замести следы финансовых махинаций. Как бы там ни было, с 1931 года они называют себя свидетелями Иеговы. Это — одна из самых опасных сект, которая использует для убеждений и привлечения новых адептов не только силу слова, но и силу психотропных препаратов.
В образе
До своего увлечения иеговистами Коненков любил выпить. «Я был известный русский скульптор и немалый пьяница», — откровенно писал о себе русский Роден в одном из писем к Сталину. Его мастерская на Пресне была постоянным местом сбора богемы двух столиц. Да и оказавшись в Нью-Йорке, Коненков не изменил своим московским привычкам. Его нью-йоркская мастерская вскоре получила такую же экстравагантную популярность, как и флигель на Пресне. Однако после общения с иеговистами Коненков изменил не только образ жизни, но и внешность. Иногда окружающим казалось, что этот седобородый старец сам сошел со страниц Библии. А Коненков с удовольствием поддерживал такой образ.
Великий затворник
Мы вряд ли узнаем, подсадили сектанты на иглу, говоря современным языком, знаменитого скульптора или нет. Но как раз на 1930-е годы пришелся весьма своеобразный период в жизни Коненкова. Сергей Тимофеевич засел у себя в мастерской и стал отказываться от выгодных заказов. Знавшие его были в шоке, скульптор же рисовал. Он занялся созданием графических композиций-космогоний, являвшихся зашифрованными пророческими картинами.
Для этого Сергей Тимофеевич взял карту звездного неба, наложил на нее карту земли и с помощью сложных вычислений дополнил эту космическо-земную сцену персонажами и событиями, взятыми из Библии и Евангелия, поскольку считал, что в них отражено не только прошлое, но и будущее. Так на свет появился цикл графических композиций под названием «Космогония», который нередко называют библией Коненкова — считается, что именно в этих рисунках зашифрованы пророчества зачудившего гения.
Дорогому брату
Когда Коненков уверовал в то, что полученные им прогностические выводы очень важны для Советского Союза, он решил сообщить о них советскому правительству. Сначала он изложил их в письме генералу Яхонтову. А когда ответа не последовало, в начале 1939 года обратился напрямую к самому Сталину, называя его не иначе как «дорогой брат».
В своих письмах Коненков сообщил дату начала Великой Отечественной войны; давал практические советы в связи с необходимостью подготовки к грядущей войне, например, предлагал заняться изготовлением «сталепанцирных жилетов для солдат» и даже еще в мае 1941-го точно назвал год победы над фашисткой Германией — 1945-й.
Сталин, очевидно, поверил предсказаниям Коненкова после того, как убедился, что они сбываются. Неслучайно тот в одном из писем написал: «Именно потому, что Вы проигнорировали мои предостережения, Вы имели неудачу в малой Финляндии». Во всяком случае, когда после войны Коненков решил вернуться на родину, по указанию Сталина для перевозки работ скульптора из Америки в Россию был зафрахтован целый пароход. А в Москве ему почти сразу выделили громадную мастерскую на улице Горького.
Вопреки завещанию
Долгое время пророческое содержание уже выполненных Коненковым композиций-космогоний оставалось неизвестно. Только в 1990-е годы космогонии стали известны широкой публике. Произошло это потому, что скульптор «засекретил» свои прогностические исследования, взяв с близких слово, что они в течение полувека не будут даже упоминать о космогониях.
Но завещание было нарушено. Еще до установленного срока две из них обнаружились в запасниках музея-мастерской Коненкова на Тверской. На то, чтобы их прочитать и хотя бы частично расшифровать, ушли годы. Однако полное представление о его предсказаниях, сделанных в графической форме, удалось получить, только собрав все космогонии цикла воедино. Тогда и стало понятно, что это не разрозненные композиции, а единая смысловая серия, рисующая грандиозную панораму событий прошлого, настоящего и будущего.
Юрий КОНЕВ
«Архивы ХХ века» №8, 2024 г.
Нет комментариев