Герой Советского Союза Израиль Фисанович,
САМЫЙ МОЛОДОЙ В ИСТОРИИ ВМФ КОМАНДИР ПОДЛОДКИ
Это была нелепая гибель. Советскую подводную лодку В-1 потопили… союзники – самолет британской береговой охраны. О случившейся в Баренцевом море трагедии долгие годы не принято было говорить ни в Великобритании, ни в Советском Союзе. Впрочем, в нынешней России забыто и имя самого капитана 2-го ранга Израиля Ильича Фисановича. Слишком нетипичной была судьба этого подводника – даже для интернационального Советского Союза, очень яркой и короткой – жизнь. И лишь моряки-североморцы, - точно! – хранят память о подводнике Фисановиче и экипаже его подлодки, могилой для которых стало море. Да в шотландском порту Данди, откуда в последний поход ушла подводная лодка В-1, их имена на века высечены в списке памяти погибших подводников. «В море – дома, на берегу – в гостях», - так говорил и сам кавторанг Фисанович.
***
Простые люди пишут сегодня о нем гораздо чаще, чем историки: «Семья Фисановичей была обычной городской еврейской семьёй – религиозной, начитанной, не бедной, но и не богатой». Он родился в местечковом Елисаветграде в 1914-м. Шла Первая мировая, и его отец, как и многие подданные Российской империи, тоже был призван на фронт – воевал рядовым в конном артиллерийском полку. После революции и Гражданской войны семья переезжает в Харьков. Изя Фисанович после «семилетки» учится фабрично-заводском училище при заводе сельхозмашин «Серп и молот». Но слесарем ему стать так и не удалось. После ФЗУ его по комсомольской путевке направляют на флот - в Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Среди шестисот сокурсников Изя Фисанович оказался самым молодым и… самым неподготовленным к флотской службе – и физически, и морально. Но вот решил Фисанович, что море – это его судьба, и менять ее смысла нет. Смысл был изменить самого себя. В результате за четыре года учебы - 14 поощрений от командования. В свидетельстве об окончании училища - только отличные оценки. И высшей наградой за учебу – именные серебряные часы от наркома обороны Ворошилова.
Рассказывают, Фисанович стал душой курсантского братства. Неутомимый, находчивый, веселый. В училище он отличился еще и тем, что организовал джаз. И сам играл на саксофоне.
Исследователи жизни советского подводника Фисановича пишут о нем сегодня: «По традиции, первому по успеваемости выпускнику военного училища предоставляли право выбора места службы, но уже в 1936 г. ощущалось приближение большой войны. Советский Военно-морской флот срочно пополняли новыми боевыми кораблями. Возникла нехватка подготовленных специалистов, особенно штурманов подводного плавания. Лучших выпускников направили на только что спущенные на воду подводные лодки, причём даже без присвоения первого офицерского звания».
Фисановича назначили командиром боевой части на малую подводную лодку М-77, которая базировалась в Ораниенбауме, под Ленинградом. Он прибыл на лодку в курсантском обмундировании и был встречен командой настороженно. Но уже через месяц экипаж убедился, что на лодке служит не только толковый штурман, но и настоящий подводник. А поздней осенью, когда стали подводить итоги летних плаваний, выяснилось, что на М-77 служит лучший штурман 3-й бригады подплава Балтийского флота.
«В первый год службы доказать, что ты лучший среди двух десятков штурманов, в том числе, офицеров со стажем – это серьезный успех». Фисановичу – всего 22 года.
Через год с небольшим Фисановича назначают командиром малой подводной лодки М-84, затем переводят на должность флагманского штурмана штаба Северного флота в городе Полярный. Всю осень и зиму свежеиспеченный старший лейтенант на различных кораблях и подлодках ходит в море, детально знакомясь с побережьем, и доказывает свою состоятельность в новой должности.
А потом происходит событие, которое ставит под удар карьеру молодого военного моряка: в Харькове по ложному обвинению - в шпионаже в пользу фашистской Германии - арестовали отца Фисановича. В связи с этим Израилю отказали в направлении на курсы усовершенствования, задержали приём в партию и понизили в должности, назначив флагманским штурманом бригады подплава.
«Но редкий случай – уже через месяц подводника восстановили и даже приняли в ряды Коммунистической партии, направив на курсы в Ленинград».
А потом и вовсе сама жизнь всё расставляет по своим местам. Начинается Великая Отечественная война. А с нею вместе уходят и многие другие довоенные вопросы. 8 июля 1941 года Израиль Фисанович стал командиром подводной лодки М-172 Северного флота. А через месяц с небольшим, 18 августа, «малютка» вышла в свой первый боевой поход. Уже на третий день она атаковала судно противника в Баренцевом море. Идя в этот свой первый боевой поход, командир М-172 наметил дерзкий план – прорваться в гавань Лиинахамари, расположенную в финском фиорде Петсамо-Вуоно. Там, в непосредственной близости от линии фронта, немцы разгружали суда с боеприпасами, техникой и войсками, пришедшими на смену потрепанным в боях частям.
После двух суток тщательного наблюдения М-172 в подводном положении медленно вошла в узкий фиорд. Шли по картам и компасу, изредка, на мгновение, поднимая перископ. Удалось незаметно проскользнуть под кораблями охранения. Когда, согласно расчётам, оказались у входа в бухту Лиинахамари, вновь подняли перископ, осмотрелись. Перед подводниками в полукилометре стоял у причала под разгрузкой пароход. Работали подъёмные краны, суетились грузчики. Из трубы парохода шел дым. Фисанович торпедирует судно. Вновь на мгновенье подняли перископ. Увидели, как над пароходом взметнулось облако дыма и пыли.
На Северном флоте это была вторая с начала войны победа. Немцы, не предполагая такой дерзости от советских подводников, долго искали в небе английские самолёты. На поиски подлодки они бросились слишком поздно - когда та уже выходила в открытое море.
Спустя сутки второй торпедой М-172 отправила на дно ещё одно вражеское судно. По возвращении на базу командир «малютки» был награжден орденом Красного Знамени. Весной 1942-го и сама М-172 получила звание Краснознаменной. А тогда, летом 1941-го, по оценке командующего Северным флотом адмирала Арсения Головко, это была первая по-настоящему знаменательная победа, определившая возможности советских подводников в борьбе с врагом на его коммуникациях. После этого похода наши малые подводные лодки прочно «оседлали» подступы к прифронтовым портам врага. Что касается Израиля Фисановича, то он на Северном флоте сразу же стал признанным мастером торпедной атаки.
Его называли «везунчиком». За два года М-172 под командованием Фисановича совершила 18 боевых походов. Было потоплено 2 крупных боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника - всего 13 единиц. Еще были задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл фашистов.
Флаг М-172 украшали орден Красного Знамени и гвардейская лента. Таких гвардейских Краснознамённых кораблей в советском Военно-Морском флоте было всего четыре. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года Израилю Ильичу Фисановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сослуживцы, вспоминая Израиля Фисановича, очень часто упоминали о его необыкновенных глазах – огромных, лучистых, отражавших одновременно душевную доброту напряженную работу мысли…
***
Образцовый советский моряк-подводник, да еще и еврей! Герой Советского Союза, на груди которого также два ордена Красного Знамени, Отечественная война 1-й степени. И плюс американский Военно-морской крест...
Имя Фисановича многократно упоминалось в сводках Совинфрмбюро, в центральных газетах и кинохронике. Илья Эренбург, выступая в Верховном Совете СССР, говорил о Фисановиче как о примере воинской доблести еврейского народа. Вениамин Каверин написал о подводнике яркий и поэтичный очерк, «История «малютки». О Фисановиче писали Макс Зингер, Николай Михайловский, Георгий Семёнов, Николай Ланин, поэты Асеев и Панов, композитор Евгений Жарковский, нарком ВМФ Николай Кузнецов, адмиралы Щедрин, Головко, Колышкин, Русин. Портреты Фисановича рисовали академики Герасимов и Верейский, его бюсты лепили академики Кербель и Манизер. Его фотографии были выставлены в каждом посёлке Еврейской автономной области.
Это действительно была яркая жизнь. Среди друзей Фисановича были Лев Кассиль, Макс Зингер, Вениамин Каверин, Юрий Герман, Евгений Петров, Исидор Шток, Константин Симонов. Более того, писал и сам Фисанович! Его книга, «Записки подводника», вышла еще в сорок четвертом, при жизни автора. Успел он подготовить и вторую рукопись – «История Краснознаменной М-172» (книга вышла 11 лет спустя после Победы, в 1956-м). Писал стихи и песни.
А потом, когда в СССР был создан Еврейский антифашистский комитет, капитана второго ранга Фисановича ввели и сюда.
Самое же интересное в том, что кавторанг Фисанович море и войну не променял на паркетную жизнь в Москве. Мог бы, но не променял.
***
К концу 1943 года под ударами войск антигитлеровской коалиции капитулировала союзница Германии, Италия, и сдала англо-американскому командованию две трети своего флота. Правительство СССР потребовало свою долю трофеев. Поскольку сдавшиеся итальянские моряки были готовы сражаться с оккупировавшими северную Италию немцами, союзники решили передать Советскому Союзу определённое количество кораблей. Решение было принято неожиданное…
На знаменитой Тегеранской встрече глав правительств антигитлеровской коалиции в декабре 1943 года договорились о временной передаче Великобританией и США своих кораблей Советскому Союзу - в счет репараций с Италии и взамен трофейных кораблей. Это были английские линкор «Ройял Соверин», эсминцы «Сент-Олбанс», «Брайтон», «Ричмонд», «Челси», «Лимингтон», «Роксбург», «Джорджтаун», «Линкольн».
Передавали англичане и четыре свои подводные лодки. Для их приёмки в Англию выехали экипажи советских моряков. Один из таких экипажей возглавлял Израиль Фисанович.
Команда за два месяца освоила среднюю английскую лодку, которой после приёмки присвоили индекс В-1. Принимаемые от англичан корабли организационно были сведены в Отряд кораблей ВМФ СССР. Он состоял из линкора, отдельного дивизиона эсминцев и отдельного дивизиона подводных лодок.
Переход кораблей из Англии в Советский Союз начали четыре подводные лодки, следовавшие поодиночке с интервалом в сутки. Идти должны были каждая своим маршрутом, известным только командиру Отряда и соответствующей службе Королевского флота. При встрече с любым самолетом лодки должны были уклоняться от него погружением.
Первой 26 июля 1944 года из Лервика вышла подводная лодка под командованием Фисановича. До советского берега бывшая английская лодка «Санфиш» так и не дошла.
Историки флота пишут сегодня: тайна исчезновения лодки долгие годы оставалась загадкой. «И только в 1954 году из сообщения, появившегося в английской прессе, стало известно, что в районе мыса Нордкап 27 июля 1944 г. ее потопил британский самолет «Либерейтор». Но до сих пор нет ответа: почему самолет бомбил лодку, очертания которой летчику были хорошо известны? И почему лодка не ушла под воду с его появлением?». В 1960-х в Великобритании и США были опубликованы 4 монографии, в которых признавался факт потопления советской подводной лодки В-1 британским бомбардировщиком береговой охраны «по ошибке».
Что касается Героя Советского Союза, капитана второго ранга Израиля Ильича Фисановича, то после войны он был навечно зачислен в списки Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Его имя навсегда занесено в список одной из воинских частей Северного флота. Тайну же гибели подлодки В-1 он унес с собой.
***
Кстати, ровно за день до гибели подводной лодки В-1, 26 июля 1944-го, в «Известиях» вышел очерк писателя Бориса Лавренева о моряках Северного флота. Были там и слова, посвященные Израилю Фисановичу:
«То, что казалось в первые дни войны неслыханной дерзостью даже такому безумно храброму офицеру, как Фисанович, - торпедирование вражеских транспортов на их собственных базах – стало обычным делом для североморских подводников»…
Он навсегда остался первым. Пусть и забытым сегодня, но все-таки первым. И самым молодым в истории советского ВМФ командиром подводной лодки, ставшей под его началом гвардейской Краснознаменной.
Нелепая гибель… Ему не было и тридцати.
Моряки говорят: погибнуть – не значит быть побежденным. У моряков также не принято считать погибшими не вернувшихся на берег товарищей. Они не погибли. Просто не вернулись из боевого похода. 27 июля 1944 года из боевого похода не вернулись Герой Советского Союза Израиль Фисанович и его подводная лодка В-1…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5