Их описание конечно же есть в архитектурных энциклопедических словарях, есть даже отдельная статья в википедии, но самое интересное, на мой взгляд то, что родившись в дереве, они перешли в каменную архитектуру, а затем, сделав круг, снова стали деревянными.
Происхождение волют теряется в бронзовом веке — они встречаются на каменных стелах, орудиях, посуде и украшениях, а обозначают, по одной из версий символ движения и жизни (примерно, как и свастика), а по другой — они были символом стихии воды (примерно, как меандр). Как бы то ни было, исследователи сходятся в одном — прообразом волют стали закруглённые концы расщеплённого дерева.
Большую популярность волюты получили в древней Греции — ими украшали капители колонн. Но и впоследствии архитекторы использовали их довольно активно, особенно в эпоху Ренессанса. В России волюты появляются в XVII веке и становятся одним из популярных декоративных приёмов Петровского барокко — их можно отыскать и на Петропавловском соборе в Питере (1712) и на Палатах Аверкия Кириллова в Москве (1657).
Впоследствии, уже в XIX веке, когда украшение домов резьбой набирает обороты, в крестьянской среде появляется движение, которое мы бы сегодня назвали «А мы чем хуже?», и в резьбу наличников проникают многие элементы украшений из каменной архитектуры. В том числе и волюты, которые таким образом завершают круг и снова становятся деревянными.
PS Эти #волюты — из города #Кашин Тверской области.
Но вообще их можно встретить во многих регионах, где местные жители, никак не предполагающие, что станут частью такой длинной цепочки эволюции древнего орнамента, придумывают им довольно замысловатые названия. «Спиральки», «барашки», «совиные глаза» и «завитушки» — это всё о них.
#nalichniki #наличники #впоискахналичников #резьбаподереву #Деревянноезодчество
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев