В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы собрались в преддверии Дня российской науки. Прежде всего поздравляю вас, учёных страны, исследовательские коллективы, технологические команды с этим праздником, желаю успешной, результативной работы на благо России и всего нашего народа.
О том, как повысить роль науки в решении национальных задач, подробно обсуждалось на прошлом заседании нашего совета. А сегодня в повестке дня – вопросы технического образования. Подготовка инженерных кадров, квалифицированных рабочих по приоритетным для России направлениям научно-технологического развития, по которым запускаются новые национальные проекты технологического лидерства.
В конце прошлого года было дано поручение Правительству, Российской академии наук значительно расширить эти вопросы, добавить дополнительные мероприятия, с тем чтобы обеспечить не просто самодостаточность страны в важнейших отраслях, а превосходство отечественных наукоёмких технологий и продукции в жизненно важных сферах.
Повторю, цель поставлена предельно конкретно: в области технологического развития Россия должна быть конкурентоспособна по ключевым направлениям. Для этого нам нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только формирующихся индустрий, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования.
Добавлю, что рабочие профессии в промышленности, многих других отраслях также требуют сегодня знания сложнейших технологических систем, инженерных компетенций. Подготовить такие кадры – одна из важнейших задач для всех уровней образования.
Хочу особо подчеркнуть: все последние годы мы системно занимались развитием школ, колледжей, вузов. Но и ситуация в экономике, в глобальной конкуренции быстро меняется. С учётом острого, чувствительного для предприятий дефицита кадров нужно уже сейчас предпринимать нестандартные, а зачастую и экстраординарные, шаги.
Здесь действительно важно участие всего профессионального сообщества. Поэтому для подготовки содержательной повестки нашего совета была создана межведомственная рабочая группа, куда вошли представители ведущих школ, вузов, научных институтов, субъектов Федерации и бизнеса.
Рассчитываю, что коллеги продолжат и далее отслеживать ситуацию с обучением инженерных кадров и готовить свои предложения по этому направлению. В том числе необходимо настраивать действующие и создавать новые механизмы сотрудничества регионов, системы образования, отечественных компаний и предприятий.
Важно наладить постоянный обмен наиболее эффективными практиками. Прежде всего речь о шагах по созданию единой, сквозной системы подготовки технических кадров – от школы до университета. Такой позитивный, востребованный опыт есть у значительной части регионов с высокой концентрацией промышленности. Надо его активно распространять.
Что ещё считаю важным. Помимо решения задач сегодняшнего дня, ближайшего будущего нужно формировать задел в компетенциях на годы вперёд, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты, да наши учреждения – школы, колледжи, вузы, и через 15–20 лет были готовы отвечать на вызовы времени, бурных технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции. Это требование нужно обязательно закладывать в логику наших действий, ставить такую задачу при разработке новой Стратегии развития образования до 2040 года.
И ещё один базовый подход: в соответствии с отечественными традициями, лучшими мировыми практиками, которые доказывают свою эффективность, наше техническое образование должно быть прежде всего фундаментальным. Необходимая база знаний математики и естественных наук формируется именно в школе, причём уже в 5–9 классах. Эксперты считают, что это важнейший период для подготовки будущих специалистов.
Уровень преподавания этих дисциплин должен быть высоким – не в отдельно взятых учебных заведениях, школах-лидерах, а по всей стране. Для этого, как уже не раз говорилось, нужно увеличивать численность учителей-предметников, повышать качество их подготовки.
Важно, чтобы математика, естественно-научные дисциплины увлекали ребят. Сейчас же многие из них зачастую уже в самом начале обучения теряют интерес к таким предметам. Но это, конечно, не значит, что у наших ребят нет соответствующих талантов, способностей освоить эти знания. Одна из причин, как говорят сами педагоги, в содержании программ начальной и основной школы.
Нужно комплексно обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, сбалансировать объём учебного материала, сделать его доступным, понятным и, что самое главное, интересным для школьника. Прошу заняться решением этих задач Российскую академию наук, Российскую академию образования, ведущие отечественные образовательные и научные организации.
Уважаемые коллеги!
За последние годы был принят ряд системных решений, направленных на повышение качества профессиональной подготовки инженеров и рабочих.
В этом году заканчивается экспериментальная часть проекта «Профессионалитет», который с 2022 года реализуется на принципах тесной кооперации учреждений образования и предприятий ключевых секторов экономики. Такую модель организации среднего профессионального образования – с обязательным участием бизнеса – считаю необходимым закрепить законодательно.
Тем более что этот проект серьёзно расширяется, распространяется на новые отрасли. К концу 2026 года в нём будут участвовать колледжи и техникумы из всех регионов России, а к 2030 году по модели «Профессионалитет» будет учиться два миллиона студентов.
Что касается подготовки специалистов с высшим образованием, в 2023 году было принято решение для всех направлений предложить разные сроки обучения в зависимости от конкретной профессии, отрасли, запросов рынка труда, обеспечив при этом получение полноценного, завершённого высшего образования.
Безусловно, такие преобразования должны быть наполнены реальным содержанием. Для этого – с учётом стремительного технологического развития – нужно серьёзно переосмыслить наполнение учебных программ, сами механизмы обучения, а также объёмы и структуру подготовки кадров, в том числе, конечно, о чём мы сейчас говорим, инженерных.
Правительством – вместе с регионами и работодателями – составлен пятилетний прогноз потребности в кадрах на уровне всей экономики. Сделано это в разрезе конкретных территорий, отраслей и профессий. Работа проведена большая, но это только начало.
Сейчас нужно конкретно определить дополнительную потребность в кадрах для решения задач именно технологического лидерства, для реализации соответствующих нацпроектов, расширить, дополнить прогноз, а затем – с его использованием – определить параметры государственного заказа для колледжей и вузов. Такую работу, как договаривались, будем проводить на ежегодной основе.
Важно, чтобы бюджетные места по инженерным специальностям не растворялись в общей массе, а распределялись строго под задачи производств и отраслей, в том числе тех, которые будут создаваться с нуля в рамках нацпроектов технологического лидерства.
Поэтому в короткие сроки надо выстроить все механизмы распределения так называемых контрольных цифр приёма, довести их до конкретных учебных заведений. В первую очередь бюджетные места должны получать вузы и колледжи с высокими результатами по подготовке кадров, то есть лидеры, а это прежде всего достойная заработная плата выпускников и трудоустройство их по специальности.
Необходимо должным образом настроить и всю организацию образовательного процесса в высшей школе. Существенно, на порядок увеличить долю практического обучения современным инструментам проектирования, конструирования, которые уже используются на конкретных предприятиях.
Одновременно следует убрать устаревшие, порой просто архаичные курсы, программы, не отвечающие потребностям экономики. Кстати, это одна из ключевых причин, по которой ребята теряют интерес к будущей профессии, а порой и вообще бросают обучение.
Причём на некоторых инженерных направлениях с незаконченным высшим образованием остаются до 40 процентов учащихся. Эти данные, – думаю, вы согласитесь со мной, – говорят о многом, в том числе попросту обнуляют всё наше планирование объёмов подготовки кадров, о котором только что уже говорил. Прошу Министерство науки и высшего образования представить предложения по изменению сложившей ситуации.
И ещё. Совмещение учёбы и работы сейчас становится нормой для большого количества студентов. Стремление молодых людей самостоятельно встать на ноги, попробовать себя в реальном производственном процессе, безусловно, заслуживает уважения и, конечно, всемерной поддержки. В этой связи два предложения.
Прежде всего считаю необходимым вводить индивидуальные учебные планы для студентов, работающих по будущей специальности, и использовать гибридные форматы обучения, которые – подчеркну – не должны сказываться на основательности, фундаментальности образования, разумеется, не в ущерб качеству.
Также предлагаю при разработке нормативной базы новой модели отечественной высшей школы предусмотреть возможность поэтапного профессионального образования. Это означает, что при завершении определённого цикла студент вправе пройти аттестацию с присвоением ему определённой квалификации, при желании – пойти работать, а затем продолжить обучение по программам базового или специализированного высшего образования. Такие же возможности должны быть и у выпускников техникумов, колледжей, которые захотят стать инженерами, получить высшее образование в будущем.
В целом надо создавать условия для постоянного наращивания компетенций рабочих, инженеров и, конечно, самих преподавателей технических дисциплин. Технологии, оборудование, станки, программное обеспечение быстро развиваются, обновляются, в том числе появляются конкурентные отечественные решения и системы. По оценкам экспертов, в повышении квалификации нуждаются от трети до половины уже работающих инженеров и техников.
В этой связи жду конкретных предложений по обновлению, существенному повышению качества и охвата дополнительного профессионального образования.
Давайте поговорим по всем этим вопросам. Если есть что-то, о чём вы хотели бы поговорить дополнительно, пожалуйста – у нас открытая дискуссия.
Слово – представителю межведомственной рабочей группы и члену Совета по науке и образованию, генеральному директору группы компаний «Геоскан» Павлу Викторовичу Степанову.
Пожалуйста, Павел Викторович.
П.Степанов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Ключевая роль в обеспечении технологического лидерства России, безусловно, принадлежит образованию, в первую очередь в области инженерных и технических наук. 100 лет назад наша страна уже переживала бум интереса к науке и технике, и юные Королёв, Келдыш, Черток и многие другие великие конструкторы, по сути, создавали целые отрасли промышленности, развивали флот, машиностроение, космос, авиацию.
Что их мотивировало, что подпитывало их интересы, их мечты? Я думаю, что дело было в сверхзадачах, которые на тот момент стояли перед страной. Считаю, что и сейчас нам нужно именно так формулировать цели развития инженерного образования. Этот вызов о сверхзадачах должен быть понятен нашей молодёжи и заложен в основу национальных проектов.
Я работаю в компании, которая занимается производством и разработкой беспилотных летательных аппаратов, а также малых космических спутников. И на задачи развития инженерного образования и образования в целом я смотрю не со стороны поставщика, хотя сам окончил сильный инженерный вуз, а со стороны заказчика, причём крайне заинтересованного в квалифицированных кадрах.
Главная ценность таких компаний, как наша, и главное, что нам нужно для развития, – это люди, это талантливые инженеры. Нам нужны самые разные специальности: физики, математики, электронщики, программисты, конструкторы, – и все они должны быть очень знающими и ответственными, потому что если хотя бы один инженер ошибётся, то спутник на орбите уже не починить, не исправить и он не заработает.
Задача привлечения инженерных кадров актуальна для каждого работодателя, и заниматься этим, безусловно, необходимо с самых ранних лет, со школьной скамьи. Именно поэтому я всегда считал для себя важным заниматься общественной деятельностью, и уже более трёх лет в составе «Движения первых» по совместительству занимаюсь популяризацией науки и технологий среди школьников и студентов.
Решением президиума Совета при Президенте по науке и образованию создана рабочая группа по развитию инженерного образования. В состав группы вошли представители бизнеса, научного и образовательного сообществ. Группа отработала фактически год, и с учётом мнения коллег я хотел бы представить Вашему вниманию основные предложения по совершенствованию инженерного образования в нашей стране.
В начале хочу сказать о тех ключевых проблемах, которые мы выявили, и акцентировать внимание на тех из них, которые появились в последние годы с учётом быстрого, стремительного технологического развития во всём мире.
Во-первых, это, безусловно, дефицит инженерно-технических кадров, особенно кадров высшей квалификации, необходимой для технологического прорыва страны, а также недостаточное соответствие компетенций выпускников инженерных направлений потребностям современных производственных компаний.
Во-вторых, это недостаточный уровень подготовки абитуриентов по физике и математике и, как следствие, снижение мотивации молодёжи на получение инженерного образования.
Для решения этих задач и повышения качества математического и инженерного образования, а также проведения профориентационной работы в инженерной среде, в том числе по результатам обсуждения в нашей рабочей группе и на заседании президиума Совета, в конце прошлого года Правительством утверждён отдельный комплексный план. Со своей стороны рабочая группа считает необходимым отметить и предложить следующие решения.
Первое – это навигация школьников и студентов на рынке труда. Очевидно, что начинать полноценную профориентационную работу необходимо на этапе школьного обучения, поддерживая ребят в выборе профессионального будущего.
В связи с этим «Движение первых», объединив усилия с Курчатовским институтом, «Сириусом», Росмолодёжью, Координационным советом по науке при Президенте, планируют запустить в 2025 году новый всероссийский проект «Первые в науке» – площадку для подготовки и реализации возможностей инженеров и исследователей завтрашнего дня.
Его целью является формирование единой системы научных проектов и образовательных материалов, направленных на популяризацию исследовательской деятельности у детей и молодёжи, которая объединила бы всех ключевых участников, включая все профильные министерства и ведомства.
Далее. Для абитуриентов сейчас нет единой точки входа для профориентации в течение всего года до подачи заявления в вуз. С нашей стороны мы предлагаем информировать будущих выпускников о кадровой потребности, возможностях и условиях трудоустройства с использованием ресурсов суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», а также портала «Работа в России».
Предлагаем обновить работу центров карьеры при вузах, в том числе с учётом опыта по модернизации центров занятости, которую проводит Минтруд России, дать возможность работодателям информировать студентов о вариантах трудоустройства, предлагать прохождение практик по специальности.
Считаю, что в этих центрах студенты должны иметь возможность посмотреть историю успехов выпускников, а также увидеть лучшие продукты, которые были ими созданы, а таких примеров у нас на практике достаточно много. Важно настроить максимально прямое взаимодействие студентов и будущих работодателей.
Эффективным инструментом работы по развитию инженерного образования являются форматы как взрослых, так и студенческих конструкторских бюро, создаваемых вузами и предусматривающих непосредственное вовлечение в решение производственных задач на предприятиях. Мы такую практику внедряем, она показывает очень высокие, эффективные результаты.
Одним из запросов молодёжи является, безусловно, занятость в период обучения. Совмещение работы становится нормой для большинства студентов, а при правильной организации этого процесса даёт преимущество при трудоустройстве после выпуска, имея и получая необходимые навыки. Необходимо выработать механику такового совмещения студентами работы и обучения по прикладному профилю.
Считаем также полезным стимулировать взаимодействие технических вузов и технологических компаний, которые ставят студентам тематики курсовых и дипломных работ.
Второе – это совершенствование содержания инженерного образования. Необходима современная, непрерывная корректировка учебных программ в соответствии с темпами развития технологий и кадровых потребностей промышленных компаний. Такая работа ведётся в колледжах участников федерального проекта «Профессионалитет», благодаря которому компании получают доступ к студентам-выпускникам, подготовленным «под ключ».
Также предлагаем рассмотреть практику создания методических площадок в технических вузах и с участием заинтересованных работодателей для разработки, сборки и обновления учебно-методической документации по специализированным дисциплинам.
Третье – регулирование дополнительного профессионального образования. В нашей стране есть практика регулярного повышения квалификации в сфере медицины, но пока отсутствует такой опыт в инженерном направлении. Технологии развиваются очень быстро, поэтому полученные навыки и знания также быстро устаревают и требуют обновления. Наши врачи в этом плане могут стать хорошим примером для наших инженеров.
Готовность учиться и развиваться является одним из эффективных и нужных качеств настоящих профессионалов. Необходимо пакетное предоставление предприятиям услуг по повышению квалификации инженерных кадров, в том числе на базе колледжей и профильных университетов, передовых инженерных школ и инжиниринговых центров при вузах.
При этом единым связующим звеном решения задач инженерной сферы, её обеспечения востребованными кадрами должна стать актуализация действующих и создание новых инструментов кооперации промышленности, научных институтов и университетов.
Наука, безусловно, должна находить своё применение в производстве и экономике, и наиболее подходящими для данного взаимодействия площадками могут стать передовые инженерные школы. С учётом дальнейшего усиления их деятельности, роли промышленности, компаний как квалифицированных заказчиков это также, безусловно, даёт колоссальный эффект как для образования, так и для промышленности.
Четвёртое – сквозное взаимодействие школа – колледж – вуз – работодатель. В местах сосредоточения физматшкол, технических вузов, а также государственных и частных высокотехнологичных компаний предлагаем развивать научно-образовательные кластеры, центры, обеспечивающие практическое взаимодействие учащихся и инженеров, выработать методологию и предоставить необходимую для этого уже часто созданную, в том числе в рамках других проектов, инфраструктуру.
Это позволит школьникам увидеть, где в России делается хай-тек, студентам – получить практические навыки инженерной работы в период обучения, а компаниям – замотивированных и заранее подготовленных специалистов. Внедрение такой практики предлагаем рассмотреть в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Новосибирске, Казани и Красноярске.
За последние годы в нашей стране для развития инженерного образования уже сделано достаточно много. Важно учитывать лучшие практики и использовать их при создании новых инструментов поддержки.
Пятое – рост престижа инженерного труда. Предлагаем развивать практику содержательной и финансовой поддержки школ и вузов со стороны сообщества выпускников. У нас очень много успешных предпринимателей и руководителей, желающих вкладываться в развитие собственных школ и альма-матер. Многие российские компании инициативно уже начали этим заниматься, поддерживая вузы и школы, откуда к ним приходят лучшие специалисты. Пришло время бизнесу вкладываться в развитие отечественного образования.
Также хорошим примером развития научно-технической и инженерной деятельности молодёжи является практика грантовой поддержки со стороны Фонда содействия инновациям. Такая поддержка государства даёт начинающему инженеру шанс реализовать свою идею. Именно с такого гранта 14 лет назад началась история нашей технологической компании.
Кроме того, для восстановления престижа профессии предлагаем стимулировать выплату инженерам роялти-процентов от продаж за разработку уникальных серийных технологических продуктов.
Уважаемые коллеги!
В современном мире наступает эпоха борьбы технологий и производств, а также скорость их внедрения. В этой борьбе победит тот, кто разработает уникальные решения и обеспечит их быстрое, массовое, экономически эффективное производство. Это означает, что одной из главных движущих сил развития страны становится талантливый, работоспособный и патриотичный инженер и учёный.
Доклад закончил. Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Думаю, что эпоха новых технологий давно наступила. Нам нужно, понимая это, двигаться как можно быстрее вперёд.
Пожалуйста, Лихачёв Алексей Евгеньевич.
А.Лихачёв: Спасибо большое.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Участники заседания совета!
В первых словах хотел бы поддержать, Владимир Владимирович, основные положения Вашего вступительного слова. Они в каком-то смысле являются итогом проделанной нами работы по подготовке данного заседания, и большинство волнующих нас проблем Вы уже отразили. Хотелось бы на некоторых из них остановиться особо.
Для нас кадровый ответ для достижения технологического суверенитета носит особый вызов, поскольку большинство наших производственных мощностей и кадровых потребностей находится в ЗАТО [закрытых административно-территориальных образованиях], в «атомных» городах.
Сегодня мы фактически создали «дорогу с двусторонним движением». Через производственные практики, вовлечение школьников, студентов в нашу повестку приводим их к нам и сами приходим в школы и вузы через наблюдательные, попечительские советы, создание профильных кафедр и преподавания. Мы используем принцип тянущей производственной системы, бережливых технологий в образовании, который начинается с оценки наших долгосрочных кадровых потребностей и реализуется в линейке детский сад – школа – колледж – вуз – предприятие.
Работу выстраиваем совместно с федеральными партнёрами, «Сириусом», проектами Росмолодёжи, «Движением первых». Конечно же, ведём работу и с профессиональными социальными сообществами. Особое внимание на этом этапе уделяем учителям и родителям. Созданы сообщества «Учитель для «Росатома» и «Родительская лига». Сегодня семья, близкие и учителя в наибольшей степени влияют на выбор будущей профессии.
Владимир Владимирович, не зря – мы не оговариваемся – говорим о важности работы уже в детских садах. Существует целый ряд методик через разного рода игры, головоломки, задания выделить наиболее склонных к техническим специальностям детей и дальше их патронировать в младших, средних и старших классах и привести за руку в соответствующие учебные заведения.
Проводим конкурс для учителей естественно-научных дисциплин «Исток». У нас уже тысячи участников, сотни лауреатов. Тиражирование лучших практик педагогики сложилось в отдельное педагогическое сообщество. Мы разработали для учителей физики программу переподготовки на базе Национального центра физики и математики в Сарове совместно с МГУ, МИФИ, МФТИ и центром «Машук».
Ведём работу в части среднего специального образования. Безоговорочно поддерживаем идею о переводе в системную работу проекта «Профессионалитет». Сейчас у нас одиннадцать колледжей в атомных городах, и более двух тысяч студентов являются участниками этого действительно важного нового проекта. Работаем и благодарны за это Минпросвещения.
Конечно, ключевой элемент – работа с вузами. У нас хорошо известный консорциум из 20 опорных вузов во главе с МИФИ, ещё более десяти вузов – не только российские, но и зарубежные – являются вузами-партнёрами. С каждым из них есть отдельная программа подготовки кадров, со многими ещё и программа научных исследований в интересах «Росатома».
Также назвал бы передовые инженерные школы одной из лучших новаций последних лет. Только в первой волне 10 ПИШей создано при непосредственном участии «Росатома». Благодарны в том числе и за эту инициативу Министерству образования и науки.
Владимир Владимирович, Вы знаете о наших разработках, о новых научно-образовательных центрах. Это особая образовательная модель – объединение образования столичного уровня с практической работой в наших городах на предприятиях и приобщение ребят не только к знаниям, к технологиям, но и к корпоративной культуре и ценностям «Росатома».
Я имею в виду в первую очередь НЦФМ [Национальный центр физики и математики] с образовательным ядром «МГУ Саров», «Новый Снежинск», где практически у нас кампус магистратуры для лучших уральских и сибирских вузов, и Международный образовательный центр в Обнинске «Обнинск Тех». Здесь, конечно, кроме задачи подготовки высокого уровня зарубежных специалистов мы решаем задачу формирования в странах-партнёрах дружественных нам элит.
Владимир Владимирович, у нас есть на сегодняшний день хорошие результаты. Мы бы никогда одни с этим не справились. Поэтому и Вам спасибо за то, что поддерживали наши инициативы, и, конечно, Андрею Александровичу Фурсенко, Валерию Николаевичу Фалькову, Виктору Антоновичу Садовничему, всем, кто вовлечён в эту работу с высшими учебными заведениями.
В качестве предложений просил бы поддержать следующие инициативы: не только изменить принципы, подходы формирования КЦП [контрольных цифр приёма], но и выстроить в полном соответствии их с проектами научно-технологического развития, нацпроектами. Как госкорпорация, которая отвечает за значимое количество нацпроектов и имеет кадровые горизонты планирования на десятилетия вперёд, мы готовы выступить в качестве одного из «пилотов».
Отдельно просили бы поддержать наши флагманские образовательные проекты, такие как НЦФМ, «Новый Снежинск». Именно в них мы уже реализуем в том числе индивидуальные программы и учебные планы, непосредственно с первых дней вовлекая ребят в работу на лучших исследовательских установках как в Сарове, так и в Снежинске. Хотелось бы сформировать отдельную программу под кураторством Министерства образования для решения подобных задач.
Вторая задача – это педагогические кадры. На наш взгляд, нужно сформировать комплексную программу усиления физического, математического и вообще естественно-научного образования в школах ЗАТО, наукоградах, в моногородах и включить в неё уже все действующие проекты Минпросвещения: «Земский учитель», целевое обучение в педвузах, ремонты школ, оснащение классов и многое, многое другое.
А также, я честно скажу, основываясь на своей памяти, как это было в советские времена, нужно сделать стажировки в школах обязательной частью образовательного процесса для студентов старших курсов педвузов. Привлекать на работу в школу по совместительству молодых инженеров, которые смогли бы получить дополнительную педагогическую квалификацию. Конечно же, эта востребованность современных преподавателей естественных наук на сегодняшний день крайне высокая в стране вообще, в наших городах отдельным образом.
Конечно же, международный аспект. То технологическое лидерство, которого добивается Россия, «Росатом» в атомной сфере, и задачи, которые стоят перед страной в целом, подразумевают и лидерство в образовании. Наша система образования должна развиваться не только в интересах страны, но и быть конкурентной и востребованной на мировом уровне.
За основу можно взять много практик. Мы предлагаем наш флагманский проект «Обнинск Тех», который действительно сегодня становится самой привлекательной точкой ядерного образования на планете.
К нему высок интерес не только с точки зрения ядерных технологий, но и с точки зрения образования зарубежной молодёжи. И конечно же, нам бы тоже хотелось, чтобы этот проект имел определённый патронаж Правительства как с точки зрения развития материальной базы, так и укрепления международного сотрудничества.
Хотел бы сказать, что рабочая группа провела большую работу. С подавляющим количеством предложений – в результате работы наших коллег – мы согласны и поддерживаем, но просили бы вышеперечисленные темы также принять в разработку при формировании Вашего проекта поручений.
Спасибо большое.
В.Путин: Хорошо, спасибо.
Сергей Сергеевич Кравцов, пожалуйста.
С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Владимир Владимирович, как Вы сказали в своём вступительном слове, действительно, будущее подготовки инженеров, инженерных кадров закладывается в школе.
Для развития математического и естественно-научного образования важна мотивация школьников. Для повышения интереса ребят к инженерному, техническому профилю прежде всего необходима инфраструктура, система профориентации и мотивация на углублённое изучение предмета, включая развитие олимпиадного движения.
Что касается инфраструктуры, то, Владимир Владимирович, во всех новых школах, которые по Вашему поручению строятся, в школах, которые проходят капитальный ремонт, обязательно наличие новых классов естественно-научного направления: физики, химии, биологии.
В рамках национального проекта «Образование» мы создали фактически новую среду дополнительного образования естественно-научной направленности: это «Кванториумы», «Точки роста», «IT-кубы».
Это, конечно, повышает мотивацию ребят к изучению естественно-научных предметов. Там они могут проводить проекты, проводить междисциплинарные исследования.
В рамках нового национального проекта «Молодёжь и дети» мы продолжим развивать инфраструктуру, в частности оснащение кабинетов труда и черчения. Владимир Владимирович, Вы в Туле говорили, ставили задачу по возвращению черчения в школы. Так вот, это решение выполнено: с этого учебного года черчение вернулось, мы оснащаем кабинеты.
Второе – это профориентация, уже Павел Викторович об этом говорил. Она вернулась школы в прошлом учебном году, и выделено специальное время, один час в неделю по четвергам, – профориентация, как было, когда мы учились. У нас участвуют ведущие работодатели. Я хочу поблагодарить коллег из «Росатома», «Ростеха», «Сибура», многих других – более 9,5 тысячи предприятий уже участвуют.
И то, о чём Вы, Владимир Владимирович, говорили в Екатеринбурге, – чтобы ребята не просто в классе находились, а приходили на предприятия, производство, – это реализуется. Уже проведена 31 тысяча экскурсий, порядка 640 школьников посетили предприятия. Эту работу надо продолжать.
Но, конечно, появляются проблемы – это зачастую формализм профориентации. Поэтому, конечно, мы, анализируя тот опыт, который есть, вместе с регионами будем делать так, чтобы эта работа была максимально интересна школьникам.
И второе. Нам, конечно, нужно соотнести, синхронизировать профориентацию с прогнозом рынка труда, о котором Вы говорили. Думаю, Антон Олегович [Котяков] об этом скажет, чтобы действительно ориентировать ребят на те новые направления нашей экономики, которые будут востребованы в перспективе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев