Второй фокус – это связка с национальными целями и национальными проектами технологического лидерства. Здесь у нас много проблем пока по связкам, по координации технологического развития. Полноценную работу НТИ нам в этом году пока развернуть не удалось. С коллегами из Правительства ведём каждодневное обсуждение и надеемся, что уже на ближайшее совещание к Вам выйдем с согласованными предложениями.
И наконец, мы развернули международную работу. Владимир Владимирович, там, где с Вашей помощью мы представили новые подходы к технологическому суверенитету, в Белоруссии и Узбекистане, эта работа развивается наиболее активно. Надо заметить, что большой интерес проявили коллеги из Ирана, из Китая и из Индии. И в этом году вместе с Максимом Станиславовичем Орешкиным у нас большой совместный план работ.
Ключевой вопрос здесь такой: мы бы хотели перейти от модели экспорта продукции к модели совместного технологического развития с другими странами. Это чуть другая логика. Наша позиция состоит в том, что под это действующие инструменты не очень подходят.
Дискуссия с коллегами из Правительства, с Антоном Андреевичем [Алихановым] и с Максимом Геннадьевичем [Решетниковым], очень активно идёт: можно ли действующими инструментами добиться этих целей или нужно проектировать новые под новые задачи? Надеемся, что в течение этого года мы – в процессе диалога – новую модель всё-таки сформируем.
Спасибо. Доклад закончен.
В.Путин: Спасибо.
Вы знаете, это, конечно, и для наших партнёров будет поинтереснее, это всё понятно. Но всё-таки надо весь механизм настраивать на то, чтобы это прежде всего было выгодно и полезно для нас. Давайте прямо скажем, откровенно. Поэтому жизнь должна подсказать по поводу того, что можно и нужно сделать по донастройке или созданию новых инструментов сотрудничества. Мы с Вами понимаем, о чём идёт речь, поэтому ещё поговорим, безусловно, на эту тему.
Так, пожалуйста, Михаил Викторович Хомич и Екатерина Вадимовна Черкес-заде – по [направлению] «Новый бизнес».
М.Хомич: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены наблюдательного совета!
Россия – лучшая страна для жизни и развития. Здесь есть все возможности для предпринимателей, здесь бережно хранят традиции, воплощая смысл производимых товаров, и здесь создаются лучшие бренды.
Если раньше кто-то предпочитал покупать зарубежное, во многом из-за рекламы, то сейчас ситуация в корне меняется. Появляется много новых российских брендов. Число малых и средних предпринимателей выросло до рекордных 6,5 миллиона. Конечно, нам есть куда ещё расти. Как Вы, Владимир Владимирович, отметили в обращении к Федеральному Собранию, доля импорта должна сократиться с 19 до 17 процентов – это 3,5 триллиона рублей, которые усилят экономику.
Сейчас я расскажу, как мы этого добьёмся и из каких направлений складывается Национальная предпринимательская инициатива. Каждое направление проиллюстрирую российским брендом – участником конкурса «Знай наших».
Первое направление – это популяризация предпринимательства. Российские предприниматели – настоящие патриоты: они создают рабочие места даже в самых малых, удалённых населённых пунктах и своим примером продвигают идею созидания. Ровно это и предлагаем делать мы – проводить открытые уроки в школах, вдохновлять молодёжь реальными историями.
Нас поддерживают в этом наши партнёры, все без исключения СМИ – от Первого канала с его проектом «Наше всё» до региональных изданий. Активно сотрудничаем с обществом «Знание»: мы сейчас с ними запускаем просветительский марафон по всей стране, где будем рассказывать ребятам истории успеха местных предпринимателей. Рассчитываем, что это позволит повысить интерес к своему делу и дополнительно создать десятки тысяч предприятий, особенно в небольших городах.
Это направление я проиллюстрирую брендом из Томской области – «Сибирский кедр». Его основатель Алексей Альпет родом из маленького города Стрежевого. Однажды он так же услышал историю успеха предпринимателя и сам решил открыть свой бизнес. Вы, Владимир Владимирович, полтора года назад встречались с Алексеем в рамках конкурса «Знай наших», и после конкурса его компания стала одним из крупнейших переработчиков кедрового ореха в России.
Но мало захотеть открыть своё дело – его должно быть комфортно вести. Мы должны быть лучшей страной для ведения бизнеса – это абсолютно принципиальный вопрос. Поэтому наше второе направление посвящено деловому климату.
Мы создаём национальную модель целевых условий ведения бизнеса. Тут есть над чем работать, и для решения ключевых вопросов мы работаем в связке с Правительством, деловыми объединениями, Центральным банком. А на предстоящем Питерском форуме хотели бы представить вам проект реформы делового климата. Наша цель здесь – вхождение России в число лидеров рейтинга B-Ready, рейтинга по оценке условий ведения бизнеса.
Это направление – как государство помогает предпринимателю – я могу проиллюстрировать брендом спортивной одежды «Ветер». Когда несколько лет назад некоторые западные спортивные бренды ушли, мне как бегуну было интересно, как быстро наши их заменят? Фактически моментально.
Уже несколько лет «Ветер» ежегодно удваивает свои продажи и прямо в эти дни открывает в столице свою фабрику при поддержке программы «Сделано в Москве». Кстати, эта программа – одна из лучших практик, которую мы в АСИ, конечно, будем тиражировать во всех регионах.
Следующее направление – это уже известное продвижение брендов. Наш конкурс брендов «Знай наших» известен среди предпринимателей. Мы получили 17 тысяч заявок из всех регионов, сотни победителей получили рекламную поддержку, благодаря фонду «Росконгресс» побывали на Питерском форуме и даже увидели себя в рассылке Госуслуг от Минцифры.
В этом году мы проведём очередной сезон «Знай наших», а благодаря крупнейшим холдингам наружной рекламы финалисты появятся на экранах в транспорте. Мы и сейчас знакомим бренды с их потенциальными покупателями буквально и под землёй, и в воздухе: в метро, поездах, самолётах. Планируем продолжать.
Отдельное спасибо тут хочу сказать «Деловой России». И также мне, как главному стратегу «ВЭБа», хочется поблагодарить всю группу «ВЭБ», корпорацию «МСП», Российский экспортный центр и фонд «Сколково», которые тоже поддерживают наш конкурс. Считаем, что благодаря этой поддержке не менее 10 000 российских брендов покажут среднегодовой рост в шесть процентов.
Тут пример – бренд Mazminc из Луганска. Основателю компании Mazminc Игорю Мазуру всего 25 лет, его производство – в Донецке и Луганске. После нашего конкурса его бренд стал популярным, он открыл сразу три магазина, а продажи выросли на 40 процентов.
Наше следующее направление – это электронная коммерция, важнейшее явление нашей жизни. Важно упростить предпринимателям доступ к маркетплейсам, дать предпринимателям, особенно из малых городов, навыки в области онлайн-торговли.
В декабре вместе с маркетплейсом Wildberries и компанией Russ мы запустили проект «Платформа роста». Основная задача – найти звёзд в каждом регионе и вывести их на совершенно другой уровень. Почему это так важно? Теперь любой предприниматель из любого уголка страны при помощи новых технологий онлайн-торговли, включая искусственный интеллект, может пробиться на федеральный уровень, сократить издержки на логистику, рекламу. Рассчитываем, что к 2030 году 3000 российских брендов из малых городов смогут выйти на маркетплейсы и получат доступ к новым клиентам.
Уже сейчас пилот проекта «Платформа роста» идёт в Новгородской области. С некоторыми брендами, Владимир Владимирович, вы уже встречались. Например, бренд детских игрушек «Мякиши» с вишнёвыми косточками: за год они на 30 процентов нарастили продажи только через маркетплейсы и сделали специальный проект с героями «Союзмультфильма».
Наконец, заключительное направление – это экспорт, международная торговля. Россия с колоссальной территорией – лучшая страна для развития предпринимателей. Мы гордимся нашими брендами, но не нужно стесняться конкурировать и в глобальном мире, и мы уже это делаем. В этом году мы отдельно займёмся продвижением наших брендов в странах БРИКС. Отдельно отмечу и Беларусь, с их брендами мы уже работаем.
И конечно, всем нашим участникам, особенно экспортёрам, мы рекомендуем программу Российского экспортного центра «Сделано в России». Рассчитываем, что эта работа позволит тысячам новых российских брендов выйти на зарубежные рынки.
Здесь я приведу ещё один пример участника конкурса «Знай наших» – знаменитые микрофоны «Союз» из Тульской области. За год бренд увеличил продажи на 60 процентов за счёт выхода на новые рынки – Китай, Индия и даже США. Что тут сказать? Знай наших!
Я перечислил направления работы предпринимательской инициативы: популяризация, климат, бренды, маркетплейсы, экспорт.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Всю жизнь я верю в фразу: быть предпринимателем – это патриотично. Именно за последние годы мы убедились, насколько это не просто слова. Наши предприниматели – настоящая гордость и патриоты России, и мы в агентстве продолжим их поддерживать.
Благодарю за внимание.
В.Путин: Да, согласен, быть предпринимателем – это патриотично, безусловно. Мы с вами понимаем, что здесь это наполняться должно конкретными делами, когда создаются новые рабочие места, когда люди рискуют даже своими капиталами для того, чтобы пробивать дорогу вперёд для технологического развития не только своей компании, но и всей экономики страны, и ещё много, много составляющих. Конечно, это дело благородное в целом, и очень хорошо, что Вы этим занимаетесь так активно.
Пожалуйста, Екатерина Вадимовна, прошу Вас.
Е.Черкес-заде: Уважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!
Россия – это бескрайнее поле возможностей для развития креативных индустрий. Наша самобытная культура, традиционные религии, богатый язык и глубокие национальные традиции, помноженные на творческий потенциал, имеют все шансы на преобразование в продукты проекта креативной экономики.
Именно через продукты креативных индустрий любой человек воспринимает страну: что мы едим, что носим, как развлекаемся, что смотрим и что слушаем. И уже сейчас мы видим, что люди с гордостью носят одежду российских брендов, что зритель смотрит нашу анимацию.
Мы искренне хотим, чтобы по всему миру молодёжь слушала нашу музыку, российские дизайнеры создавали продукты, которыми удобно и престижно пользоваться, наша архитектура формировала бы облик наших городов как городов будущего, куда хочется переезжать. И мы хотим, чтобы через нашу гастрономию люди узнавали, насколько Россия разнообразна, хотели бы посетить, а ходить в ресторан русской кухни было модно в любой точке мира.
Развитие креативной экономики – это ключ к созданию имиджа страны как страны, которая вдохновляет её жителей и весь мир, и, конечно, эта страна – Россия. Наша цель – сформировать максимальные возможности для предпринимателей креативных индустрий и творческих людей в России для создания таких продуктов, проектов и бизнеса.
За последний год нам удалось добиться значительных результатов по отдельным направлениям, в том числе благодаря Вашим поручениям. Благодаря совместной работе с Минпромторгом был принят федеральный закон, устанавливающий правовое регулирование в области промдизайна и утверждена «дорожная карта» по развитию отрасли. Благодаря этому наша промышленность будет больше сотрудничать с дизайнерами, российские товары станут максимально удобными, будут выглядеть современно и привлекательно, а это повлияет на их конкурентоспособность.
Совместно с Минцифры был проработан вопрос включения в Единый реестр российских компаний, производящих видеоигры, – указанная мера позволила отечественным компаниям, которые осуществляют разработку видеоигр на зарубежных игровых движках до момента создания российских аналогов, получить поддержку от Минцифры. Суммарная аудитория этих проектов более 40 миллионов человек.
Одно из основных изменений для этих компаний заключается в том, что, благодаря включению в реестр, они получили возможность получить и налоговые послабления в НДС и продолжить разработку проектов в России. По сути, получилось оставить компании в России, чтобы они продолжили свою работу, формулировали себя именно как российские компании.
Ключевым событием, безусловно, для всех креативных индустрий в 2024 году стало принятие федерального закона о развитии креативных творческих индустрий, в разработке которого мы также принимали непосредственное участие.
Закон закрепляет нормативно-правовые основы регулирования этой отрасли, определение основных понятий, а также меры государственной поддержки в этой сфере, но, главное, закрепляет вектор развития креативных индустрий как экономического сектора. Уже очень скоро, в феврале, федеральный закон вступает в силу, и, конечно, это не только поддержка каждого автора креативного сообщества, но и огромный шаг к развитию экономики знаний в России.
На данный момент агентство осуществляет деятельность по трём ключевым укрупнённым направлениям для достижения ключевого показателя – увеличения доли креативных индустрий в экономике страны.
Во-первых, конечно, это региональное развитие. С 2023 года агентством разработан региональный стандарт развития креативных творческих индустрий, и на данный момент уже 50 регионов подписали соглашение с агентством и внедряют наш инструментарий. В конце 2024 года 20 регионов вышли к нам на защиту своих стратегий. Часть из них построили свои стратегии на поддержке отдельных отраслей.
Так, Красноярский край сформулировал одним из приоритетных направлений промышленный дизайн и гастрономию, а Свердловская область, откуда уже вышло более 120 брендов в области моды, такие как 12 Storeez, Ushatava и многие другие, провела первую международную неделю моды в Екатеринбурге в 2024 году. Меры поддержки для предпринимателей в этой сфере, которые разрабатывает регион, составят достойную конкуренцию столице, явно вырастет много новых проектов и имён.
Наши ресурсные регионы, такие как Ханты-Мансийский автономный округ, Тюмень и Сахалин, формируют стратегию, которую можно условно назвать креативной индустрией, это новая нефть, и они берут на себя роль инвесторов в новой растущей отрасли креативной экономики.
Отдельную роль берёт на себя сейчас Дальний Восток в части экспорта продукции креативных индустрий. В стратегическом плане Приморского края формируется роль экспортёра в страны АТР для всей страны.
Якутия уже сейчас снимает больше кино, чем любой нестоличный регион, и планирует запускать первый медиарынок, ориентированный на увеличение экспорта российской продукции, кино, игр, анимации, видеоигр в страны Азии.
Таким образом, региональные стратегии учитывают не только свои сильные стороны, но и формируют новые цепочки создания, продвижения продуктов и услуг на федеральном уровне и на международном. Происходит децентрализация креативной экономики в России, когда в любой части нашей страны можно найти возможность для реализации таких проектов.
В этом году ещё 30 регионов представят свои стратегические планы, а к 2030 году, мы надеемся, внедрение регионального стандарта даст возможность владеть полным инструментарием всем нашим регионам и повлиять на увеличение креативной экономики в среднем в два раза.
Второе наше направление работы – это содействие развитию самих креативных отраслей бизнеса и поддержка лидеров. Одним из направлений работы стало формирование «дорожных карт» по 16 отраслям креативных индустрий до 2030 года. Мы надеемся, что данные документы, собранные с профессиональным сообществом и 80 ключевыми ассоциациями, лягут в основу поддержки отраслей профильными министерствами и институтами развития. Работа по этому направлению нацелена в том числе на инвестиционное стимулирование отрасли.
Второе направление – это проекты на стыке технологий креативных индустрий. Мы, конечно, должны опираться на сильное IT и развитие искусственного интеллекта, но именно на пересечении технологий создаются сейчас ключевые проекты в нашей сфере.
Например, наша совместная работа с нашей технологической инициативой АСИ в прошлом году дала возможность известному российскому художнику Мише Most на базе Университета креативных индустрий Universal University с помощью искусственного интеллекта создать беспилотник, который нарисовал самый большой мурал в мире и побил рекорд Книги рекордов Гиннесса. Проект был реализован в Новосибирске и далее на Сахалине.
Третье – самое, наверное, важное направление креативной экономики – международное продвижение. Креативная индустрия представляет новую повестку не только для России, но и для большинства стран. Она формирует имидж страны и несёт в себе огромный экспортный потенциал. Сотрудничество в этой сфере является новой точкой роста для межстрановых коопераций.
Агентством уже подписано несколько межстрановых соглашений о сотрудничестве в данной сфере, и мы видим, что наш опыт работы с регионами и опыт разработки федерального закона в том числе востребован в странах СНГ. Например, такая совместная работа по обмену опытом была запущена в 2024 году с Узбекистаном.
А в странах БРИКС есть интерес к совместному производству кино, анимационного, видеоигрового контента, музыкальной индустрии, современного искусства и дизайна. Для этого мы планируем запускать межстрановые акселераторы, а наш клуб продюсеров уже объединил не только российских предпринимателей, но и быстро стал международным.
Направление работы агентства на ближайшее время заключается в проведении исследований по восприятию отечественных креативных индустрий и брендов и совместной работе с Российским экспортным центром по отдельным стратегиям экспорта в этой сфере. И, наверное, важно сказать, что креативная экономика талантоцентрична, и все эти задачи невозможно решить без подготовки качественных специалистов.
Огромное спасибо Вам, Владимир Владимирович, за поддержку Университета креативных индустрий Universal University в 2022 году. В прошлом году мы создали наблюдательный совет университета, в который вошли Александр Александрович Аузан, Дмитрий Николаевич Песков, а набсовет возглавил Герман Оскарович Греф. Поэтому мы уверены, что университет ждёт большое будущее.
Уважаемый Владимир Владимирович, мы верим, что именно комплексный подход к развитию креативной экономики позволит в полной мере реализовать потенциал креативных индустрий и в конечном итоге достичь цели по увеличению доли креативных индустрий в экономике страны. Наша инициатива – системно содействовать её развитию.
Спасибо большое. Доклад окончен.
В.Путин: Действительно, Вы сейчас назвали очень много направлений деятельности, и каждое из них может быть креативным. Вопрос в творческом подходе к любому направлению, и, безусловно, очень важно это обобщать, находить лучшие практики и тиражировать. Спасибо.
Александр Антонович, пожалуйста, [направление] «Молодые профессионалы».
А.Вайно: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены наблюдательного совета!
Благодарю за возможность представить вам новую модель национальной кадровой инициативы, которая будет реализована в направлении «Молодые профессионалы» до 2030 года.
Основной целью данной инициативы является создание возможностей для успешной профессиональной самореализации граждан. Были определены три основных вектора реализации инициативы.
Первый – это содействие профессиональной самореализации молодёжи. Его основная задача – сформировать у молодых профессионалов, в том числе будущих, чёткое представление о карьерных возможностях в востребованных отраслях в родном регионе, о потенциале профессиональной самореализации в России в целом.
Агентством совместно с Правительством Российской Федерации уже реализуется ряд проектов по профессиональному самоопределению и развитию молодёжи. Так, например, Министерством просвещения совместно с агентством реализуется проект «Билет в будущее», формирующий основы профессиональной ориентации для школьников. Более 4,5 миллиона школьников получили поддержку в части профессиональной ориентации благодаря различным мероприятиям этого проекта.
Активно развивается чемпионатное движение по профессиональному мастерству, в том числе чемпионат высокотехнологичных профессий «Хайтек», оператором которого на протяжении десяти лет является Агентство развития профессионального мастерства. В настоящее время оно при участии федеральных органов власти и государственных корпораций находится на этапе трансформации под актуальные задачи, стоящие перед экономикой России.
Основываясь на опыте прошлых лет и ориентируясь на цели национального развития в части расширения возможностей для самореализации, в предстоящий период мы планируем в первую очередь сформировать новые подходы к осуществлению профессиональной навигации молодёжи с возможностью демонстрации чётких коренных траекторий молодого человека, обеспечив такую навигацию в первую очередь на ключевые предприятия регионов.
Навигация охватит все этапы карьерного развития: обучение, выход на рынок труда, адаптация на рабочем месте, сохранение кадров на предприятиях, развитие компетенций, а также переквалификацию. Такая адресная профессиональная навигация станет одним из способов увеличения доходов населения. В рамках пилотного проекта мы планируем охватить не менее 10 000 граждан Российской Федерации до 2030 года.
Несомненно, ключевая для нас задача – это активная работа с регионами, в том числе через расчёт опросного показателя индекса привлекательности регионов для молодёжи. Он не только выявляет сильные и слабые стороны различных территорий, но также является инструментом для развития региона.
На основе полученных результатов мы разработаем рекомендации по развитию региональных программ поддержки. Они помогут повысить привлекательность регионов для молодёжи и укрепить информированность о карьерных возможностях в регионе. Эту программу мы назвали «Региональная мечта в профессиональной самореализации». Проекты данного блока позволят повысить удовлетворённость профессиональной самореализации молодёжи в регионах на 20 процентов.
Второй вектор реализации инициативы – это интеграция и навигация иностранных высококвалифицированных кадров, разделяющих традиционные ценности, в экономике нашей страны. Главная задача этого направления – показать иностранным высококвалифицированным специалистам, что Россия – это страна, где лучше всего жить и работать.
При этом важно создать систему, которая поможет им успешно интегрироваться и адаптироваться в новой среде. Кроме того, планируем обеспечить масштабирование лучших практик в сопровождении талантливых иностранных студентов во время обучения в нашей стране.