Коробка отбора мощности (КОМ) предназначена для организации привода используемых на автомобиле дополнительных агрегатов. В автомобилестроении существует несколько вариантов подключения КОМа к трансмиссии, как правило, их устанавливают на коробку переменных передач (КПП) или раздаточную (РК), причем размещение и подключение даже для одного агрегата может отличаться. Наши КОМы 131-4202010Б и 4310-4202010 крепится (с использованием специальных прокладок-уплотнителей между картерами) со стороны верхнего люка раздатки 131-го или КАМАЗ и получает крутящий момент от шестерни первичного вала.
Конструктив узла достаточно простой – шестерни для зацепления с соответствующим «органом» РК и перевода вращения на наружный фланец. К слову, в данной ситуации при установленном узле вал-фланец у КОМ 131-4202010Б «смотрит» вперед по ходу авто, а у КОМ 4310-4202010 назад. К нему прикрепляется карданный вал, который соединяет агрегат с приводом допоборудования, так что имеем одновальную, односкоростную допкоробку. Если подобную схему реализовывать как постоянную, то есть, с непрерывающимся сцеплением, то это будет означать дополнительный и бесполезный расход мощности, поэтому для такого соединения жизненно важен механизм подключения. Здесь он выполняется посредством давления сжатого воздуха из общей пневмосистемы – по команде оператора (через электронный тумблер-переключатель) элементы сопряжения смещаются на зацеп и отключаются по завершению необходимых операций. Если не выключать КОМ, то это заметно сократит срок его службы и может мешать обычному функционалу главной передачи, а в ряде случаев работа допоборудования просто опасна для движущегося шасси. Именно поэтому, в зависимости от типа используемых агрегатов включение «отбирателя» допускается только на стоянке, либо в движении, но категорически без переключения скоростей-передач.
Характеристики:
Быть может, кому-то подобный конструктив покажется примитивным, но в этой простоте заключается надежность деталей и работы. Так описываемые КОМы спокойно работают в более чем 100-градусном диапазоне (от -45 до +55оС), им не страшна повышенная влажность (допустимый максимум 98 %) и загрязненность воздуха (предел запыленности 1.5 г/м3). Что касается производительности, то для данного варианта отбора нами установлено ограничение в 44 кВт, то есть, подойдет он для тех спецавтомобилей, где потребляемая допоборудованием мощность не превышает этого значения (в более привычных «лошадках», это 60 единиц).
Естественно, так как речь идет о вращающихся, да еще под немалой нагрузкой деталях, то одним из важных нюансов будет обеспечение качественной смазки. Здесь она реализована тоже донельзя просто – используется распыляемое в раздатке масло. При полностью смонтированном агрегате разбрызгивание выполняется через люк, а месторасположение гарантирует возврат смазки самотеком. Соответственно минимизируются операции по уходу-обслуживанию за узлом. Сводятся они в принципе к нескольким моментам:
- регулярной проверке элетропневмопривода;
2. - проверке-замене уплотнителей;
3. - контролю креплений (как самой РК, так и на сопряженных фланцах);
4. - периодическому осмотру деталей на предмет степени износа и отсутствия механических повреждений.
Само собой, потребуется уделять внимание системе смазки раздатки, но любой здравомыслящий водитель-механик и так это делает.
А еще, здравомыслящие люди всегда помнят о том, что эксплуатация неисправных узлов или с механическими повреждениями категорически запрещена. Да КОМ не участвует в езде, но если у него отлетит, например, зуб с шестерен, то эта железка скорее всего, попадет в раздаточную коробку, и что она там наделает неизвестно в точности, но совершенно ясно, что ничего хорошего. Поэтому игнорировать правила ухода-обслуживания не стоит, и при необходимости нужно незамедлительно выполнять замену деталей, а то и узла в сборе. Естественно, для замены необходимо брать только качественные изделия, сертифицированные для применения на конкретной технике!
Приобретайте продукцию нашего завода! Всегда рядом с вами — наш «НААЗ».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев