Сперанский), "Боговы столпы, идолы и капища" 2009 г.
БОГ, ИКОНА, ИДОЛ
Чтобы понять, как язычник относится к идолам и капищам, следует кратко указать на различия богопочитания в язычестве и в мировых религиях.
Христианство находит, что царство божие не от мира сего. Христианский бог находится вне Природы. Поэтому и представить его буквально, воплощённого в вещество, невозможно (хотя согласно Библии, человек и создан по его образу и подобию).
Ислам идёт ещё дальше, полагая, что божество непостижимо человеком. При этом не только запрещаются какие-то рукотворные изображения самого бога, но и рукотворные изображения духов, да и людей вообще. Нам думается, что такой запрет возник из древнейшего мнения всех народов мира, что всякий рукотворный образ вбирает в себя дух. Поэтому сознательное производство такого образа и неизбежное поселение в нём духа рассматривается как состояние человека с авраамическим богом - творцом Мира. Неизбежное вселение духа выглядит покушением человека на право высшей сущности - наделять иои не наделять душою предметы и тела. Иначе говоря, художник или скульптор оказываются претендентами на должность божества, пусть малого. В монотеизме это не допустимо.
Как перед исламом, так и перед христианством все века стоял вопрос: является ли икона или скульптура "идолом"? Являются ли они телами богов? Христианство пришло к мысли, что икона или скульптура есть не само божество, не его тело, не его личина, но его образ, лишь земное напоминание о нём. Конечно, при условии, что икона и скульптура выражают христианскую идею.
Если же они выражают языческую идею, то всё равно оказываются телами и вместилищами языческих богов и духов, а потому, по мнению церкви, представленном в поучении против нас, подлежали и до сих пор подлежат уничтожению.
Всю свою историю христианство боролось за то, чтобы люди в иконе видели не личину а образ. Иначе говоря, официальное христианство требует от человека признания, что икона сама по себе не есть духовная сущность. Она лишь должна напоминать человеку о том, что в мире горнем есть божество, и не в последнюю очередь ценна "намоленность" иконы, обусловленная тем, сколько раз и как долго через неё обращались к небесным покровителям.
Если христианин не сжигает и не рубит доставшийся ему идол, но помещает его в музей, усматривая в идоле не религиозную, а историческую или этническую ценность, то с этого момента мы можем считать, что он внутри себя перестал принимать идолов за наших богов.
Если же христианин уничтожает идол, потому что это - вместилище языческого божества, то это лишний раз подтверждает, что на деле он сохранил такое сознание, от которого и до истинного язычества один шаг. Такой христианин - тоже язычник, но испорченный идеей нетерпимости.
Архаическое сознание и богослужение характеризуются тем, что обожествляют предметы культа и сам ритуал, который необходимо исполнить перед божеством (чтобы оно было довольно). Глядя на эту архаику из нашего технологического века, мы склонны снисходительно усмехаться над такой формой религиозности. Между тем, это лишь наше прискорбное заблуждение.
Как только так называемые "просветители" втолкуют народу, что совершаемый ими ритуал сам по себе не имеет для богов никакого значения, и как только сомнение проникнет в души верующих, у последних происходит смятение в умах, теряется представление о святости, и, как следствие, начинается разрушение всей традиционной культуры общества. Вслед за этим начинается вымирание народа.
Только после осознания этого исторического факта становится ясна значимость архаичной веры, и цена просвещения, отрицающего базовые элементы традиционной культуры. Будем помнить, что наши "наивные предки" сумели всё же в своей "примитивной" вере прожить многие сотни и тысячи лет. Мы же, просвещённые и грамотные потомки, сейчас не знаем, переживём ли 21 столетие. Потому отнесёмся к древней мудрости с должным уважением.
Очевидно, есть уровень сознания, когда люди свято верят в обязательность ритуала перед богами. Есть уровень сознания, когда начинают доказывать, что вера вовсе не в этом, что бог не в идоле, не в личине, а неизъяснимо выше. но есть и третий уровень сознания, когда люди вновь начинают понимать, что правильно и мудро почитать богов конкретными ритуалами перед идолами. При этом они знакомы с представлением скептического разума, что идол - дерево, а "подношение" ему - вроде бы условность. Но они чувствуют, что ритуал, древнее богослужение обладает внутренним духовным содержанием, ведущим к укреплению души и к совершенно ощутимым следствиям во всей нашей явьей жизни.
Исчезло ли языческое по сути обожествление ритуала и икон в православии? Раскол показал, что в 17 веке русские люди, в том числе и сами православные священники, как раз совершенно по язычески веровали в сам ритуал богослужения, в иконный образ, в рукописное слово.
И ничем другим, кроме как верой в сам ритуал нельзя объяснить, что люди шли на казни и пытки только потому, что в приказном порядке изменили богослужебный чин, пожгли старые книги и заменили из напечатанными с чуть другим текстом. Среди ревнителей старой веры сразу же оказались не только тёмные недалёки люди, но и люди вполне просвещённые и сильные духом, которые вполне могли бы найти себе место в новой никонианской церкви и в новой России, будь они хоть немного способны на компромисс с совестью. Раскол породил старообрядческую церковь, по-прежнему придающую божественную значимость ритуалу.
На Русском Севере, где я не мало походил сам, иконы до сих пор называют богами, в значительной степени так и понимают их. Очевидно, наличие под рукой идола, владение древним священным словом и ритуалом есть не просто результат культурной изолированности или неразвитости.
За этим стоит НЕЧТО БОЛЕЕ ВАЖНОЕ, восходящее к внутренней природе самого человека. Люди буквально становятся сильнее и ближе к богам, если имеют такие предметы и обладают навыками ритуала. Это помогает им и спасает от многих напастей жизни. Это выводит из таких передряг, из которых нигилист или человек, верующий в удалённого заоблачного бога, просто не вышел бы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 16