- Конечно, Снежная королева.
- Что же в ней такого примечательного?
- Ну, как же, такая женщина! Холодная красавица, которая покорила Кая. Это, в какой-то степени, поэтический символ картины. Она прекрасная женщина, но она холодна, поскольку является королевой ледяного мира. Ее лицо я сделал будто граненым, словно его выбил скульптор. Я очень полюбил этот образ. В сочетании с хрустальным голосом Марии Бабановой он получился весьма романтическим.
- Леонид Аронович, вам часто приходится рассказывать историю появления Чебурашки. Как вы думаете, в чем его успех?
- Безусловно, это успех не только куклы, но и самого образа – его безотказный характер, трогательность, совершенная детскость, изумительный голос Клары Румяновой. Вокруг него вертится и сюжет фильма, и все персонажи. Он – центр.
- А, может быть, главное, что это первый нетрадиционный персонаж и в литературе, и в кино? Что-то новое в российской анимации?
- Конечно, как образ Чебурашка был совершенно необычный. Но, я думаю, что это все вместе, комплексно. Поэтому он оказался на эмблеме нашей студии и на всех документах.
Сценарий «Крокодил Гена» – это плод работы двух человек: Эдуарда Успенского и Романа Качанова. Там очень много очищено от разной шелухи, которая была в книге, фильм стал значительно стройнее и яснее. Успенский – писатель яркий и талантливый, но (давайте говорить откровенно) описания Чебурашки у него нигде нет. Есть предисловие, где можно прочитать, что это «неуклюжий плюшевый зверек», что «глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый». Все. Про большие уши - ни слова!
И я стал рисовать, пробовать. Ко мне приходил режиссер Качанов, мы вместе смотрели, обсуждали, он критиковал, я менял. И в результате этих встреч появился тот Чебурашка, который стал известен всему миру! Правда, у него еще оставались маленькие ножки и хвостик, но тут возмутились мультипликаторы. В итоге от ног решили оставить только ступни, а потом и хвостик пропал.
Эдуард Успенский в этом процессе не принимал никакого участия, несмотря на то, что он везде говорил и писал о своем непосредственном участии в создании Чебурашки. Я с ним не спорил, да и не общался. Но многие люди, которые работали над картиной, еще живы и могут подтвердить мои слова.
- А остальные герои у вас быстро получились?
- Быстро и легко. Крокодил был понятен из сценария: он служил в зоопарке, в конце рабочего дня надевал шляпу, пиджак, закуривал трубку и уходил домой. У меня сразу возник образ такого респектабельного джентльмена. Я оставил ему хвост, надел на голое тело белую манишку с бабочкой. Качанов согласился с такой трактовкой сразу.
Так же легко получилась и Шапокляк. Во-первых, само слово «Шапокляк» - это складной цилиндр, XIX-й век. Размышляя о пожилых дамах «из бывших», я подумал о своей теще, матери моей жены Татьяны. У нее были седые волосы и седой пучок, который я и использовал в персонаже. Надел на нее довольно мятую шляпу, темное в обтяжку платье с жабо, белыми манжетами.
А так как старушенция была довольно зловредной и шкодливой, я ей сделал более длинный и ехидный нос и выдающийся подбородочек, укрупнил щечки, изобразил лукавые глазки. Все это тоже нашлось довольно близко."
***
Это отрывок из интервью шефа-редактора киностудии «Союзмультфильм» Сергея Капкова с мультипликатором Леонидом Швацманом, взятым к столетию юбиляра, отца родного персонажей "Снежной королевы" и "Чебурашки" и еще многих-многих любимых навсегда нами героев.
Леонид Шварцман родился в Минске. Тогда его звали Израиль и первым языком мальчика стал идиш. Его отец погиб в автокатастрофе, когда мальчику было 14 лет, и Леонид переехал в Ленинград, где к тому времени жила его старшая сестра. Позже, перед самой войной, в город на Неве переехала его мама Рахиль.
Судьба ее трагическая, она умерла во время блокады. Впрочем, если бы она осталась в Минске, трудно предположить, что ждала ее менее печальная участь.
А Леонид проработал всю войну токарем на танковом заводе в Челябинске, а также бесплатно там же — художником-оформителем.
Да...что мне хочется добавить...Конечно, я очень любила все детские мультфильмы тех лет, выросла с ними. И "Снежная королева" и "Аленький цветочек", ну, о "Чебурашке", который чебурахнулся и говорить не приходится.
Но, наверное, самой нежной и трогательной любовью из шварцмановских мультиков я любила "Варежку", и до сих пор этот мультфильм вызывает у меня самые теплые ассоциации...
Возможно, что эти воспоминания повлияли на мое решение оставить крошечную собачку, которую принес мой сын для моей десятилетней дочери, мечтавшей о четвероногом друге.
Крошечная собачка выросла в огромного пса по имени Тофи, ставшего большущим другом всем членам нашей семьи...
***
Сегодня день рождения Леонида Ароновича Шварцмана. Он родился 30 августа 1920 года...
А умер Шварцман 2 июля 2022, в московской больнице от остановки сердца. Чуть-чуть не дотянул до 102...
Для меня осталось непонятным, почему Леонида Ароновича Шварцмана, маме-лошн которого идиш, отпевали в церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе. А на могиле еще и крест установили. Да, у него была русская жена, ну и что...
Я пыталась найти какое-нибудь логическое объяснение этой загадке на просторах и-нета, но не нашла никаких объяснений. Возможно, они есть, но мне не встретились.
Светлая память замечательному режиссеру и художнику.
А главная память о нем, это его мультипликационные герои, которые и сегодня радуют детей и взрослых, не оставляют нас равнодушными.
© Lina Gorodetsky
***
"MULTI-FOCAL" https://multi-focal.blog/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев