С другой стороны, лукавый человек даже добродетели ближних истолковывает лукаво. Если он увидит ночью прохожего, который творил тайную милостыню и поэтому поздно возвращается домой, то будет думать о нем примерно следующее: «Ну вот, всю ночь где-то гулял». Как объяснял старец, такие люди не получат помощи даже от святого, так как и добродетели они будут истолковывать лукаво. А человек, включающий в работу добрый помысел, даже если видит преступника, жалеет его: «Кто знает, как сложилась его жизнь, может, его с детства учили воровать, много лет он провел в тюрьме и не видел ничего хорошего. Если бы я оказался на его месте, то совершил бы еще худшие преступления».
Молитва и творения добрых помыслов о человеке буквально возрождают его, изменяя к лучшему. Святой Паисий замечает, что даже вещи, рукоделия «пропитываются» тем или иным духом, в зависимости от того, в каком духовном состоянии находился человек, изготовляющий вещи. Если он имел внутренний мир и творил молитву, то доброе духовное состояние «отпечатывается» на рукоделии, и наоборот, вещь, выполненная в спешке или в то время, когда человек гневается, нервничает, несет на себе нечто отрицательное. Человеку, который в дальнейшем будет пользоваться этой вещью, будет передаваться либо благая, либо негативная энергия.
Если молитва и доброе внутреннее расположение так благотворно влияют даже на бездушные вещи, насколько же большее воздействие они оказывают на душу человека, которого мы любим и которому желаем добра.
«Добрый помысел содержит в себе любовь. Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму», – говорит святой Паисий. Чтобы показать, как это происходит в жизни, старец рассказывал случай про разбойника, который проник ночью в монастырь, чтобы его ограбить, при этом монахини приняли его за старца. Добрый помысел монахинь привел разбойника к покаянию, и он изменил свою жизнь.
Также приведем пример из жизни самого преподобного Паисия, когда сострадание и доброта к ближнему преображают духовно. Однажды, сидя во дворе своей бедной каливы, старец заметил неизвестного, который прятался в лесу и следил за ним. Было похоже, что этот человек ищет удобного случая, чтобы обворовать келью старца. Но старец сказал себе: «Должно быть, несчастный испытывает нужду». Не медля ни минуты, он ушел из каливы, оставив дверь открытой. Вор свободно зашел внутрь, но, к своему огорчению, не нашел в жилище старца ничего «достойного» воровства… «Хотя, – рассказывал старец, – вор и был человек дикий, неотесанный, но увиденное тронуло его сердце. Потом он уже сам принес мне продуктов». Раскаявшись, вор попросил у старца прощения, и тот простил его от всего сердца.
«Доброе расположение – это все», – часто повторял в беседах святой Паисий. Поистине чудотворец тот, кто видит все чистым и на все смотрит через призму доброго помысла. Добрый помысел несет в себе любовь, а любовь – это Христос. Поэтому, когда о ком-то творят добрые помыслы, к нему направляется любовь и в эту душу тоже приходит Христос, в каком бы падшем состоянии ни находился человек. Стоит ему лишь на секунду свою свободную волю направить к Богу, Господь тут же ему поможет.
Добрый помысел «уничтожает» врагов любовью, превращая их в друзей. В то же время нельзя считать, что человек, имеющий добрые помыслы, оправдывает буквально все. Наоборот, в таком подвижнике нет безрассудного равнодушия. Существует такое понятие, как «праведный гнев». Человек, непрестанно творящий добрые помыслы, привел раздражительную силу души в правильное духовное устроение, научился пользоваться своим гневом во славу Божию, направляя его на врагов – демонов. ...
В заключение еще раз заметим, как важно творить добрые помыслы. По слову святого Паисия, «эту добрую привычку мы можем передать по наследству». От добрых людей происходит и поколение доброе. Хорошие, добрые традиции пропитывают все вокруг – землю, воздух, людей – и продолжают жить в потомках. Старец замечал, что если в какой-нибудь деревеньке держатся доброго предания, то, расспросив старичков той местности, всегда можно услышать, что когда-то там жили добрые люди, которые и оставили им это предание в наследство.
Монахини Феодосия (Тимашева) (инет)
Комментарии 1