4 сентября 1876 года путешествующий по России граф Лев Николаевич Толстой отправил жене из Самары телеграмму, в которой сообщал, что, наверное, предпримет поездку "по только что открывшейся железнодорожной ветке на Оренбург".
К тому времени Толстой уже опубликовал свой роман-эпопею "Война и мир" и был знаменит. Однако именно в 70-ых годах началось преследование писателя по причине его "неблагонадежности". Историки и краеведы не раз обращали внимание на посещение Оренбургского края Львом Толстым. Но, с сожалением отмечали, что конкретного материала о его пребывании в Оренбурге не найдено, остается лишь строить догадки, пользуясь короткими телеграммами писателя и фактами из его биографии.
Николай Прянишников в своей книге "Писатели-классики об Оренбургском крае" приводит любопытные данные. Из переписки с женой известно, что Лев Толстой собирался сделать остановку в Бузулукском уезде, чтобы посетить свое имение в окрестностях села Богатого. А затем намеревался продолжить путешествие в Оренбург, но, не будучи уверенным, готова ли "чугунка" до Оренбурга, допускал, что, может быть, придется ехать на лошадях. 7 сентября 1876 года Толстой телеграфировал жене из Самары, что ему "устроили билет по железной дороге на Оренбург", и он едет нынче. Телеграмма о прибытии в губернский центр ушла в Ясную Поляну 12 сентября, а 20 сентября и сам писатель вернулся домой. Так что его пребывание в Оренбурге было совсем непродолжительным. Писем об Оренбурге, кроме замечания "очень интересно", писатель не оставил. Касалось ли это замечание, в том числе, и железной дороги, на которой он был одним из первых пассажиров? Надо полагать. По крайней мере, великий писатель не мог не понимать того большого значения и масштабов строительства, свидетелем которого он явился.
К осени 1876 года, построенная в необыкновенно короткие сроки Оренбургская железная дорога действовала на протяжении от станции Батраки близ Самары (примерно в районе станции Кинель) до станции Каргала под Оренбургом. Последнее крупное сооружение на подступах к Оренбургу - мост через реку Сакмару - было уже возведено, но еще не сдано в эксплуатацию. Поэтому поезда прибывали не на городской вокзал, на котором к тому времени завершались отделочные работы, а останавливались на правом берегу Сакмары, и пассажиры добирались до города на лошадях.
Оренбургский вокзал был выполнен в духе петербургской архитектуры, столь неожиданной для азиатского края. Видел ли его Толстой, удивлялся ли его красоте? Посещение Оренбурга Львом Толстым и открытие железнодорожного вокзала совсем немного не совпали по времени. Торжественный молебен и пуск регулярного движения по железной дороге из Оренбурга в Самару, как свидетельствует газета "Оренбургский листок", состоялось 31 декабря 1876 года. Еще раньше, 24 октября 1876 года, прошел пробный поезд по сакмарскому мосту. Судя по статьям в газете, первым почетным пассажиром был оренбургский генерал-губернатор Николай Андреевич Крыжановский, который "изъявил желание ехать на паровозе". На осмотре его сопровождал руководитель сооружения дороги Юлий Феодорович Бальц.
И все же первым из известных людей России, воспользовавшимся нашей дорогой по назначению, то есть для путешествия, был Лев Николаевич Толстой. В память о пребывании великого русского писателя в Оренбурге в парке "Тополя" был не так давно установлен памятник. Недалеко от этого места располагалась и резиденция оренбургского генерал-губернатора Крыжановского, с которым писателя связывало давнее знакомство.
В книге Вильяма Савельзона "Оренбургская история в лицах" есть упоминание о том, что под начальством Николая Крыжановского подпоручик артиллерии Лев Толстой командовал батареей во время Крымской войны. Несомненно, что за те несколько дней, что Лев Николаевич провел в Оренбурге, они встречались, беседовали, вспоминали об обороне Севастополя.
Успел ли Толстой побывать на станции Оренбург? Конкретных сведений о перемещениях путешественника по Оренбургу не сохранилось. Известно только, что он покупал здесь породистых азиатских лошадей. Можно предположить, что любознательный писатель мог посетить и строящийся железнодорожный вокзал, который даже по прошествии многих лет, остался одной из наших достопримечательностей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1