-----------------------------------------------------------
ДОРОГА
Первые дороги, выложенные камнем, это дороги Древнего Рима. Древние цивилизации Египта, Междуречья и даже Греции укрепляли свои дороги от грязи песком, щебнем или гравием. Однако они не отличались долговечностью.
Главной задачей дороги было быстрое передвижение, которое преследовало две цели: военную и торговую. Военная была даже более насущной, ибо быстро передвигающееся войско могло вовремя отразить атаки врага.
Возрождение каменных мостовых происходит в эпоху Ренессанса и тогда Европа обзаводится мастерскими каменотесов. Появилась профессия, гильдия, появились первые дороги. К XVIII веку Европа стала не только просвещенной, но и обзавелась приличными дорогами, по которым уже можно было путешествовать с комфортом, вести торговые дела и политические сделки.
Москва стелила дорогу деревянными досками, в равном положении находились и другие дороги России. Проблема таких дорог заключалась в недолговечности: разбухании, дроблении копытами лошадей и колесами повозок. Строительство Санкт-Петербурга как европейской столицы естественно влекло за собой и задачу строительства приличных дорог. Царским указом было велено доставлять в город дикий камень, который приходил сюда и сухопутно, и на лодках водным путем. Причем размеры блоков тоже указывались: от 10 до 5 фунтов.
С середины XIX века мостовые делаются из брусчатки: камня типа песчаника или гранита, обточенного в форме бруска и плотно пригнанного друг к другу. Были, конечно, и другие методы строительства дорог (например, чугунные мостовые), но вплоть до появления асфальта брусчатка была самым надежным и выгодным способом.
***
В окрестностях Оренбурга дикого камня сколько угодно. И до сих пор в исторической части города при благоустройстве дорог вскрываются нижние слои дорожного покрытия, выложенного из дикого камня. Краеведы не раз поднимали вопрос об "увековечивании" небольшого отрезка старинной булыжной мостовой, как исторического арт-объекта. Но эти идеи не волнуют сердца и умы оренбургских чиновников. Выгоды для них от такой затеи - ноль. Да и нынешние предприниматели не особо восторгаются историческими артефактами. А тут помимо краеведческого интереса нужны материальные средства.
***
За бывшей мельницей купца Брагина в районе пер.Мельничного (сейчас там "Хлебопродукт-2") сохранилось несколько метров старой булыжной дороги. Редкий для Оренбурга случай, когда использовали красный камень, а не белый. Удивительно, что ни один камень не выпал из полотна!
Камни так отшлифованы временем, что выглядят гладкими, с блеском.
***
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3