Тогда завод выпускал истребители МиГ-21, сборка их была в Москве, на головном заводе, а облёт в Луховицах. И вот при облёте одного из самолётов летчик пишет замечание - при горизонтальном полёте в режиме стабилизации высоты самолёт не держит высоту, постоянное снижение несколько метров в секунду. А я как раз занимался на участке электрооборудования проверкой автопилота АП-155. Проверили вроде бы все, все нормально, замечаний нет, но причину не нашли. Тогда решили проверить установку датчика углов атаки, он был установлен на левом борту самолёта в носовой части (если вы погуглите фото МиГ-21, то его увидете). А датчик установлен изнутри фюзеляжа и не просто так, а приклепан на своем месте. Для проверки правильности его установки надо вывесить самолёт на гидравлических подьемниках в горизонт и тогда можно замерить угол установки датчика. Все выполнили, замерили и оказалось, что датчик установлен не по чертежу, с ошибкой в несколько градусов, отсюда и причина снижения самолёта. На сборке в Москве стали проверять и ещё нашли несколько таких самолётов и слесаря, который выполнял его установку. Скандал был большой, но хорошо, что жертв не было, летали испытатели, которые были готовы к любым неожиданностям в полете. Добавлю ещё. Для снятия и правильной установки датчика пришлось разобрать носовую часть фюзеляжа, снять установленные там блоки аппаратуры и только потом можно было изнутри добраться до места установки датчика. Но это военная техника, на гражданских самолётах все немного проще, но вот то, что есть возможность неправильной установки, это недоработка конструкторов. Хотя и на военных самолётах умудрялись устанавливать и датчики угловых ускорений и гировертикали неправильно, даже разъемы, можете поверить, стыковали папа с папой (штыри это папа, гнезда это мама). Добавлю ещё немного для понимания того, почему пилоты Суперджета не смогли спастись. На самолёте установлена очень умная система автоматического управления с большим набором различных режимов, она работает по сигналам многочисленных датчиков и может игнорировать попытки вмешательства пилотов в управление, если её не отключить. На военных самолётах, в частности, на МиГ-21-ом, немного проще. Там, если летчик вмешивается в управление, автопилот сразу отключается, на верхней части ручки управления стоят микровыключатели. На гражданских все намного сложней. А чтобы отключить автопилот, надо понять, почему, времени у пилотов на это не было, увы. Жаль ребят...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев