КЛАССОВАЯ БОРЬБА И ТЫ
Наше общество разделено на противоположные классы – паразитический класс капиталистов-эксплуататоров и угнетённый класс эксплуатируемых пролетариев. Их интересы полностью противоположны и непримиримо враждебны. Нет такой силы, которая могла бы примирить эти два класса-антагониста. Что для одного класса благо – то для другого зло. Что для одного класса победа – то для другого поражение. Что для одного класса слава – то для другого класса позор. Что один класс считает высшей справедливостью – то класс-антагонист считает, наоборот, торжеством несправедливости. Чем хуже одним – тем лучше другим.
Эти два враждебных класса находятся в постоянной борьбе. Борьба между ними не может прекратиться, покуда они существуют. Борьба может затихать или усиливаться, принимать более открытые, острые или, наоборот, более скрытые, сглаженные формы. Но прекратиться она не может.
Ни один человек в классовом обществе не может быть вне классовой борьбы. Каждый человек так или иначе, сознательно или несознательно, но участвует в классовой борьбе, помогает одному из двух враждебных классов. Или ты на стороне одного класса – или на стороне другого. Третьего нет.
Уклониться от участия в классовой борьбе, от того, чтобы помогать или одному или другому классу, – невозможно. Тот, кто пытается уклониться, кто хочет остаться в стороне, тот, кто воображает, будто он «находится над схваткой», – тот на самом деле своим бездействием помогает тем, кто сильней, кто в данное время господствует – то есть, эксплуататорам.
Конечно, у нас есть попы-ханжи, которые за жирный кусок от буржуазии внушают нам, что можно в классовом обществе жить без классовой борьбы, что возможно «согласие» между волком и овцой, между капиталистом и пролетарием. Они елейно призывают волка и овцу возлюбить друг друга. Они уверяют нас, что волк может пощадить овцу и даже полностью перейти на растительную пищу, если только этот волк – христианин. И что овца, если только она христианка, может своей христианской кротостью и смирением так растрогать волка – что он навсегда откажется от мяса, сделается вегетарианцем.
Но поповские масляные рожи, их толстые животы и пуды золота на этих животах лучше всего показывают, чего стоят слащавые поповские речи и какая им вера. Жир и роскошь попов – это как раз плата им от волков за одурачивание овечек.
У нас есть ужасно возвышенные интеллигенты, которые считают, что они стоят выше политики, выше классовой борьбы, что не след им, таким духовным, опускаться до каких-то там скучных классовых дрязг. Они, мол, стоят над схваткой, они – истинные философы, для них, мол, имеет значение только вечное – духовный мир человека. При этом, конечно, они имеют в виду не духовный мир пролетария. Что там, в самом деле, может быть ценного – те же самые «низменные» заботы о куске, тот же самый «низменный» гнев против хозяев, грабящих и обрекающих на нищету, те же самые «низменные» стремления расквитаться с эксплуататорами и устроить общество по-другому, более справедливо. Словом, всё то, что буржуазный интеллигент презирает и считает суетой сует. Нет, для буржуазного интеллигента превыше всего именно его собственный духовный мир. Его-то он и считает не в пример важнее какой-то там классовой борьбы.
На самом деле такие интеллигенты бесконечно смешны и отвратительны в своём самомнении и самовлюбленности. Великую борьбу между классами, главную движущую силу истории, которая определяет будущее сотен миллионов, миллиардов людей, будущее человечества, – они считают чем-то мелким и низким, недостойным их возвышенного внимания. А свой «духовный мир», то есть, свои личные переживания – они ставят в центр вселенной, считают, что их собственные переживания куда важнее, чем борьба человечества за обновление мира.
Ясно, что такие «философы» только воображают, что они «стоят над схваткой». Объективно они – покорное орудие в руках наших классовых врагов, усердные холуи капиталистов. Своей ложью, будто можно в классовом обществе быть вне классовой борьбы, – они развращают трудящихся, сеют среди трудящихся настроения равнодушия к политике, апатии, примиренчества. Тем самым они ослабляют рабочий класс – значит, усиливают буржуазию.
Так обстоят дела с нашими врагами, с теми, кто отрицает классовую борьбу. А как обстоит дело с нами, коммунистами? С людьми, которые не просто считают классовую борьбу пролетариата делом своей жизни, но взяли на себя долг быть в первых рядах этой борьбы?
С нами дела обстоят так. Мы должны помнить, что в идеологической войне происходит то же самое, что и в войне оружия. Если ты перестал наступать – значит, ты начал отступать. Если ты не теснишь противника – значит, он теснит тебя. Прекращение борьбы даже на один день – уступка врагу. Если ты провёл хотя бы день без активной коммунистической пропаганды, без активной борьбы с вражеской идеологией – ты уже начал ей поддаваться. Если ты в этот день не написал, не прочитал, не распространил ни одной марксистской статьи или заметки, не расклеил ни одной листовки, не попытался найти хоть одного нового единомышленника – значит, ты уже расслабился, демобилизовался. Ты сделал один шаг к обывательскому болоту. Ещё один день без борьбы – ещё один шаг к болоту. Неделя, две – и ты уже в болоте. Ты уже рассуждаешь как обыватель. Борьба за справедливое переустройство общества, за новый строй – это для тебя уже далеко, чуждо, непонятно. А близко и понятно – твоё личное благополучие, сытость, покой и уют.
Буржуазная идеология окружает нас со всех сторон. Она чрезвычайно агрессивна и в то же время лукава, коварна. Она засасывает незаметно – но намертво. И нет другого способа спастись, кроме одного – постоянной коммунистической работы. Постоянно, каждый день и час, громить вражескую идеологию всеми доступными способами, наступать на нее, вести в противовес ей нашу марксистскую пропаганду. Только так можно не поддаться буржуазной идеологии, не затонуть в обывательщине.
Один товарищ, который раньше был с нами, теперь начал терять свои коммунистические убеждения. Он начал говорить то, что говорили и до него многие ослабевшие:
«Что вы, какая революция с таким народом! Народ глух и слеп, равнодушен к несправедливости и покорен грабителям, готов терпеть от них любые издевательства. Нет надежды на этот народ! Он заслуживает только презрения!
В коммунистическом движении – дрязги и раздоры, коммунисты умеют только грызться между собой.
И вообще, я начал сомневаться в правоте марксистских идей».
Знаете, почему этот товарищ впал в такие настроения?
Потому что он перестал работать.
Он отошёл от коммунистической работы. Он перестал бороться с обывательской идеологией – и сам не заметил, как поддался ей, оказался у неё в плену. Обывательщина его мгновенно засосала. Поэтому им и овладели мещанские настроения: разочарование, безнадёжность, озлобленность, сомнение в правоте марксизма (то есть, уже подчинение буржуазной идеологии, фактически переход на позиции врага).
Кто не работает – тот, естественно, и не видит результатов своей работы. Тот и не может осознать, что его работа не напрасна, что он своей работой что-то меняет к лучшему. Отсюда и безнадёжность, и тоска, и разочарование.
Мы работаем – и поэтому нами не овладевают такие настроения. Мы работаем – и мы видим, что наша работа не напрасна. Мы видим, что коммунистическое движение крепнет, что коммунистические идеи пробивают себе путь в нашем обществе. То, что ещё вчера было для нас непонятно, теперь проясняется. Мы расстаёмся с ошибочными взглядами и воспринимаем более верные. Всё больше и больше молодежи в рядах борцов за коммунистические идеи. Мы видим, как растут молодые товарищи. Неопытные ученики, которые вчера ещё только пришли к марксизму, быстро превращаются в отличных пропагандистов, сами начинают учить и привлекать новых членов в наше движение.
Мы работаем – и поэтому мы все это видим. Поэтому нам и чужды настроения упадка и разочарования.
А для человека, который отошёл от коммунистической работы, – всё обстоит безнадёжно. Он видит в народе только спячку и равнодушие – и не видит нарастающий протест и возмущение, не видит, что народ с каждым днём умнеет.
Он видит в коммунистическом движении одни только ошибки – и не видит, что эти ошибки есть болезни роста.
Но через болезни роста так или иначе надо пройти, они неизбежны. Несмотря ни на что, коммунистическое движение крепнет и идёт вперёд. Рабочий класс собирает силы для борьбы. А мы, его передовые представители, должны помнить и во сне и наяву – классовая борьба не останавливается ни на один день. Поэтому – ни дня без коммунистической работы. День без коммунистической работы – уже сдача позиций врагу, шаг к обывательскому болоту, начало мещанской расслабленности, уныния и бессилия.
https://opportunizmuboy.wordpress.com/2016/04/04/классовая-борьба-и-ты/
Нет комментариев