Подрамник является неотъемлемой частью истории живописи маслом на холсте.
Многие путают подрамник и раму. Одно из старых названий – «подрамок», что указывает на его место под рамой.
Подрамник, как поддерживающая конструкция для живописи, появляется в период технологической революции – перехода художников от темперной живописи на дереве к масляной живописи на холсте. Он используется для растягивания холста и его натяжения. Конструкция удерживает холст в плоскости для оптимального просмотра и демонстрации картины. Первоначально подрамники имели только жесткую конструкцию, закрепленную по углам деревянными нагелями или клеем. Такая конструкция не позволяла улучшать натяжение холста, если он провисал.
В середине XVIII века появились раздвижные подрамники с клиньями, позволяющие регулировать натяжение холста без его перетяжки. При такой конструкции, достаточно постучать молоточком по клиньям и увеличить размер подрамника, чтобы натяжение холста улучшилось. Одновременно с этим продолжалось применение подрамников «глухой», нераздвижной конструкции. Для усиления механической прочности их делали с крестовиной или поперечной перекладиной.
В результате неразрывной связи подрамника с картиной, выполненной на холсте, он часто содержит свидетельства истории картины: надписи, этикетки, музейные марки, штампы, железные бирки и сургучные печати. Все эти поверхностные объекты указывают на происхождение картины и историю ее бытования. Реставраторы уделяют большое внимание качеству и конструкции подрамника. В случае невозможности ремонта старого подрамника с возможностью регулировать натяжения холста, изготавливают новый. Все исторические надписи, наклейки, печати и бирки при реставрации переносятся на новый подрамник.
Нет комментариев