263) ЖИЗНЕТВОРЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЦЕЯ №57
Образовательная система лицея функционирует в соответствии с гуманистической концепцией жизнетворчества, согласно которой главной ценностью образовательного процесса является ребёнок. Целью работы лицея является воспитание личности с доминирующей потребностью и способностью к творческому познанию и преобразованию себя, отношений с окружающей действительностью. Центральное место в образовательной системе лицея занимает творческое пространство, образуемое в результате взаимопроникновения модулей «Академия» (познавательное творчество), «Клуб» (досуговое творчество), «Мастерская» (организаторское творчество).
Учебно-исследовательская работа в лицее строится согласно данным модулям. Одним из главных методологических принципов исследовательской работы выступает рефлексивно-креативный подход. Учащиеся овладевают опытом индивидуального и коллективного жизнетворчества посредством универсальных общечеловеческих, познавательных, нравственных ценностей; адекватными способами жизнедеятельности, оценочной деятельности, способности к рефлексии, саморегуляции, умениями самосовершенствования. Учебно-исследовательская деятельность предполагает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа информации, направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. В ходе учебно-исследовательской деятельности обучающиеся используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются только усвоением новых знаний, а находят новые вопросы в уже известном, используют дополнительные источники информации, применяют разнообразные методы познавательной деятельности. Тематика учебно-исследовательской деятельности определена содержанием школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.
В содержании образования выделен опыт творческой деятельности учащихся. Главное в формировании опыта творческой деятельности – обеспечить высокую интеллектуальную активность школьников в их познавательном творчестве. Единство инвариантного и вариативного в учебных планах создаёт реальные предпосылки для осуществления индивидуально-творческого подхода в обучении, содействует само актуализации и самореализации личности.
Разработана модель педагогических условий развития творческого потенциала школьников, которая представлена личностными ценностными, и деятельностными характеристиками, а также целевым структурно-содержательным и процессуальным компонентами. В качестве педагогических условий развития творческого потенциала определены: учет возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей детей и уровня личностного развития; обеспечение свободного творческого саморазвития всех участников педагогического процесса; формирование содержательно-целевой установки учителя на реализацию личностно ориентированного образования, технологии жизнетворчества; создание атмосферы, способствующей личностному творчеству учащихся; признание сотворчества участников ведущим типом образовательного взаимодействия и отношений; сочетание совместной деятельности с самостоятельной деятельностью школьника.
Одарённые дети в школе жизнетворчества характеризуются повышенной интеллектуальной активностью и познавательным творчеством, успешным овладением «школ самостановления – Я творю себя, Я творю отношения, Я творю окружающий мир, Я творю свою жизнь»: самопознанием, самоанализом, саморазвитием; позитивной динамикой развития творческого потенциала, создающей предпосылки для самореализации личности в творчестве; умением работать со справочной литературой, с большим количеством информации, моделировать ситуации, находить аналогии, сравнивать, упрощать; способностью вести внутренний диалог с самим собой; чуткостью к противоречиям, критичностью; успешным овладением информационными технологиями и ключевыми способностями к творческой самореализации, способностью к творческой деятельности – творческой рефлексии.
На протяжении многих лет в лицее формировалась система организации исследовательской деятельности обучающихся, ведущими формами исследовательской и творческой деятельности в которой являются кружки, факультативы, проектная деятельность, которая предполагает планирование и осуществление практической деятельности проблемного характера и приносит конкретную общественную пользу, защита рефератов, предметные олимпиады, научно-практическая конференция.
Исследовательскую деятельность лицеисты осуществляют и во время уроков и о внеурочное время. Создание определенных организационно–педагогических условий в школе для развития исследовательской деятельности учащихся, позволяет максимально учитывать способности и потребности учащихся и содействует формированию их исследовательской культуры, что в свою очередь ведет к повышению качества образования.
Основными направлениями работы учителей лицея являются: включение в учебно-исследовательскую деятельность способных обучающихся в соответствии с их учебными и научными интересами, обучение их работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования, оказание практической помощи воспитанникам в проведении экспериментальной и исследовательской работы, рецензирование их рефератов и исследовательских работ, организация летних полевых экспедиций. Наши воспитанники являются постоянными участниками геоэкологического практикума «Наша Родина Россия», результаты представляют на осенней сессии ДАНЮИ. Руководителем этой работы является учитель географии Украйченко А.А.
Чем раньше обучающиеся будут вовлечены в исследовательскую деятельность, тем результативнее она будет в дальнейшем. Именно поэтому лицеисты привлекаются к исследовательской деятельности, едва переступив порог школы. Более 10 лет в школе работает НОУ «Эврика» в состав которого входят интеллектуальный клуб "РО-ЗА", секции краеведческой направленности (Экологический клуб" Радуга", клуб "Патриотов родины", "Движение лидеров»). Работа клуба «Эврика» направлена на формирование у обучающихся умения строить стратегии решения проблемы, идеи. Уникальность клуба «РО-ЗА» заключается в том, что его участниками являются обучающиеся начальной школы. Уже на начальной стадии обучения они знакомятся с методами исследовательской деятельности, проводят свои первые исследования. Хочется отметить, что в лицее соблюдается единство урочной и внеурочной исследовательской деятельности. Основная часть лицеистов в начальной школе обучается по системе Эльконина – Давыдова, которая способствует развитию у детей критического и абстрактного мышления, умения анализировать информацию, делать выводы и обобщения. Это и обусловливает в дальнейшем успешность учебно-исследовательской деятельности в лицее.
Анализ участия детей школы в различных конкурсах, смотрах, городских и областных олимпиадах по различным предметным областям показывает, что в школе имеется довольно значительная категория одарённых и талантливых детей, чей творческий потенциал нужда¬ется в поддержке и развитии. Среди воспитанников лицея победители международных интеллектуальных олимпийских игр в г. Москве по развивающему обучению: Кострица Анастасия, Головатюк Вячеслав, Скакалина Екатерина, Мартиросов Артём, Чухлебова Аксинья, Яшина Виолетта, Попова Елена. Наши выпускники имеют высокие достижения в области искусства, неоднократно становились победителями международных конкурсов по изобразительному искусству в странах Европы и в Японии, а также по музыкальному образованию в странах Европы: Сподарь Екатерина, Лавринович Виктор, Есаян Эрик. В 2009 году ученицы Лопатина Е. и Епишина Л. Участвовали в олимпиаде по географии, которую проводил Московский педагогический институт, Лопатина Е. заняла 1 место, ее работа отмечена дипломом 1 степени (рук. Гоголева М.Я). Ученица 9 класса Шип Маргарита (учитель Дрозд М.Г.) успешно прошла отборочный тур заочной олимпиады по математике, которую проводил Всероссийский заочный физико-математический лицей «Авангард» и получила приглашение обучаться в лицее. Ученица 11 класса Варламова Е. (рук.Срабионян С.м.) заняла 2 место на научно-практической конференции ДАНЮИ на секции краеведения. Получили высокую оценку жюри исследовательские работы ученика 9 класса Проценко Н. (физика, рук. Сысоева М.В.), ученицы 11 класса Добрышиной Кристины (химия, рук. Чебуков В.М.)
Существующая в лицее система дополнительного образования позволяет выявлять и развивать возможности одарённых детей, организовано углубленное изучение предметов, преподавание развивающих курсов разной тематики.
В течение многих лет в лицее сложилась традиция проведения интегрированных дней различной тематики, в ходе подготовки к которым обучающиеся проводят большую исследовательскую работу по разным направлениям, результаты этой работы представляются в виде защиты проектов, творческих работ, монтаже, проводятся интересные инсценированные интегрированные праздники («Великие люди России», «Мы живем на Дону» и др.) Такая работа стимулирует познавательную и творческую активность лицеистов.
Обучающиеся и педагоги нашего лицея активно сотрудничают с ДАНЮИ, принимают участие в неделе науки ДАНЮИ, в лектории «Горизонт». Совместно с исследовательским отделом ДОД ДТД и М г.Ростова-на-Дону проводятся круглые столы, семинары, организуются встречи с учеными. Следует отметить, что работа НОУ в лицее существует по схеме ЛИЦЕЙ-ДАНЮИ-ЮФУ. На сегодняшний день мы сотрудничаем с геолого-географическим, биолого-почвенным, физическим, экономическим факультетами ЮФУ, с факультетом математики и информатики ПИ ЮФУ.
Успешность исследовательской деятельности лицеистов во многом зависит от умения педагогов подготовить и направить обучающихся в их работе. В 2008 году учителя нашего лицея прошли обучение на базе ЮФУ и получили сертификаты участников семинара «Основы учебно-исследовательской деятельности». Учителя Маскаева Е.М., Дрозд М.Г., Украйченко А.А., Срабионян С.М., Чебуков В.М., Яшина Ю.К., Сысоева М.В., Мачуха И.И., Иванкова Е.М., Семенова С.В. систематически занимаются организацией исследовательской деятельности в лицее, работы их воспитанников неоднократно отмечались дипломами ДАНЮИ.
Перспективой развития исследовательской деятельности в школе является открытие Центра работы с родителями, деятельность которого будет направлена на создание условий для творческого развития детей, обеспечение педагогической и психологической поддержки в выявле¬нии и работе с ранней одарённостью (на базе ДОУ "Рябинушка"), оказание содействия учащимся в разработке социальных проектов, выявление детей, интересующихся профессиями, представителями которых являются родители учащихся. Актуальность открытия центра определяется необходимостью интеллектуальной поддержки детей, восприятия образования как личностно-значимой ценности; создание условий для построения индивидуального маршрута развития детей в культурно-информационной образовательной среде; формированием мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации и т. д.; оказанием помощи и педагогической поддержки детям в самоутверждении и творческой самореализации, в решении жизненных проблем, актуальных для выживания ребёнка на каждом этапе его возрастного развития.
Горба Г.В., директор МОУ лицей № 57 г. Ростова-на-Дону
Иванкова Е.В., к.п.н., учитель начальных классов
Дрозд М.Г., учитель высшей категории, зам.директора по УВР
Семенова С.В., учитель высшей категории, зам.директора по УВР
(«Вестник ДАНЮИ» №2. Типография Южного федерального университета. 2009 г.)
Нет комментариев