ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ
275-летию Ростова-на-Дону: 275 заметок о нашей школе
Часть 19
181) ФОРМИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ
Долгое время воспитательный процесс в школах базировался на просвещенческой деятельности., причем сложные формы занимали 84 процента общего количества от остальных. Наши ученики десятилетиями привыкали к потребительству, не отдавая взамен ничего. Педагоги вкладывали в их головы уже готовые идеи, замыслы и истины, не давая возможности ребятам самим найти применение своим силам, раскрыть способности.
В нашей стране школе сложилась аналогичная ситуация. Ребятам учиться стало неинтересно. А перед нами возникла проблема: что делать дальше? По какому пути идти? Какую идею взять на вооружение?
И тут, как говорится, помогла случайность, а может, и неизбежная необходимость. Из материалов прессы мы узнали о передовом педагогическом опыте школы №825 Москвы (директор В.А. Караковский), который нас заинтересовал.
Во главу угла всего воспитательного процесса была объявлена самостоятельность учащихся. Директор нашей школы Г.В. Горба побывала у московских коллег, посмотрела, как на деле осуществляется эта идея.
С 1 января мы, после предварительной подготовки, перешли на новую систему воспитательной работы – через коллективное творческое дело. В связи с этим пришлось пересмотреть и структуру органов ученического самоуправления. Был упразднен учком, так как он дублировал деятельность совета дружины и комитета комсомола. В классах отменили старост, а их функции и многие другие обязанности стал выполнять дежурный командир, который назначался каждый месяц.
Конечно, в теории все получилось идеально, а как на практике?
Настоящее дело – всегда содействие, сотворчество, соуправление на базе взаимного уважения детей и взрослых. В процессе подготовки коллективных творческих дел работа учителей значительно усложнилась (что, конечно, понравилось не всем): ведь условием удачного осуществления любого дела является участие в нем каждого школьника, каждого педагога, каждого родителя.
В январе в школе проходил месячник знаний. И многие классы не приняли в нем участия, а некоторые классные руководители по привычке свели творческие дела к монтажу, обычному классному часу, то есть творчества, прямо скажем, не наблюдалось.
Однако были и успехи. Их добились классные руководители Г.Ф. Сычева (4Б), Р.З. Ляликова (5Б), Т.Н. Бондарева (9Б), учитель С.Д. Олипир (1Г).
Что это, особенные дети, особенные педагоги? Нет, просто учителя захотели и сделали все для того, чтобы увлечь ребят, заинтересовать их, привлечь родителей, выпускников школы. То, что они заложили в первом месяце, дало возможность уже позже увидеть значительные перемены в жизни классных коллективов: повысились активность школьников, их инициатива, творчество, а самое главное – самостоятельность.
Для того, чтобы осуществить нашу идею полностью необходим, в первую очередь, коллектив учителей-единомышленников. Педагогу надо для себя сделать выбор – или идти вперед и вести за собой ребят, или уступить место более творческим учителям, которые смогут воспитать по-настоящему творческую личность.
В. Бубнова, организатор внеклассной и внешкольной работы средней школы №57.
Газета «За коммунистическое воспитание» №24-25 (1323-1324) 21 июня 1988 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев