Мы представляем историю жизни и подвига Владимира Фёдоровича Кручинина – одного из тех бесстрашных советских добровольцев, кто сражался на стороне республиканцев против националистов и фашистских добровольцев в гражданской войне в Испании 1936-1939 годов. Владимир Кручинин, уроженец Ростова-на-Дону, прошел путь от рабочего до командира танка. Его судьба – яркий пример самоотверженности и героизма советской молодежи 1930-х годов. Отправившись добровольцем в Испанию, Кручинин принял участие в жестоких танковых сражениях, проявив исключительное мужество и воинское мастерство.
Кручинин Владимир Федорович
Владимир Фёдорович Кручинин родился в г. Ростове-на-Дону в семье кузнеца Фёдора Ивановича и его жены Елены Давыдовны. Отец семьи работал в Главных мастерских Владикавказской железной дороги, но умер в 1918 году от ран, полученных при участии в Первой мировой войне. После окончания 7 классов Владимир начал работать на заводе, где трудился его отец. Окончив школу ФЗО и получив профессию каменщика, он по комсомольской путёвке уехал на Урал - строить Магнитогорский металлургический комбинат. Позже, работая на московском заводе «Динамо», Кручинин освоил профессию токаря. В 1934 году Владимир был призван в Красную армию. Начал службу в войсках Московского военного округа, проходил подготовку в составе 5-го механизированного корпуса. После окончания войсковой школы младшего командного состава Кручинин получил звание старшины и должность командира танка Т-26 в 13-й механизированной бригаде.
Летом 1937 года Владимир Кручинин добровольцем отправился в Испанию в качестве военного специалиста для помощи республиканскому правительству. На базе танковой школы в Арчене формировался Интернациональный танковый полк под командованием Степана Ивановича Кондратьева. Кручинин получил назначение в 1-ю танковую роту, в интернациональный экипаж С. Я. Лапутина - будущего героя Советского Союза.
БТ- 5 с отличительными знаками республиканской армии в годы гражданской войны в Испании
В конце сентября полк был направлен на Арагонский фронт, где принял участие в наступательной операции на Сарагонском направлении. Главным направлением удара стал небольшой городок Фуэнтес-де-Эбро, через который проходила стратегически важная дорога на Сарагосу. От Фуэнтес-де-Эбро до Сарагосы по ровной местности было не более 50-ти км.
13 октября 1937 года в ходе гражданской войны в Испании республиканские силы предприняли наступление на город Фуэнтес-де-Эбро, в котором участвовал Владимир Кручинин. Атака началась около двух часов дня, когда от 40 до 48 танков БТ-5 устремились на позиции националистов. Однако операция столкнулась с серьезными трудностями: из-за высокой скорости и тряски многие десантники были сброшены с брони танков, а оставшиеся попали под шквальный огонь противника. Механики-водители, не знакомые с местностью, направили некоторые машины в каналы и овраги, откуда те не могли выбраться самостоятельно. Несмотря на это, нескольким танкам удалось прорвать проволочные заграждения и войти в город. Однако на узких улочках Фуэнтес-де-Эбро им было трудно маневрировать, что привело к потере нескольких машин и вынужденному отступлению.
Улица Фуэнтес-де-Эбро (современная фотография).
Танк, в экипаж которого входил Владимир Кручинин под командованием Лапутина, был подбит и вел бой в окружении. Ночью экипажу удалось прорваться к своим. В этом бою Кручинин был ранен, но после выздоровления продолжил участвовать в боевых действиях. Потери республиканцев в этой операции были значительными. Командир танкового полка Кондратьев потерял 16 экипажей убитыми, включая своего заместителя. По разным оценкам было подбито от 16 до 28 танков, что составило 38-40% от общего числа участвовавших в атаке машин. Наступление на Сарагосу закончилось для республиканской армии трагически. Помимо уничтоженных танков, погибло около 1000 солдат и офицеров. Всего в боях под Сарагосой республиканцы потеряли около 30 000 человек, что в полтора раза превышало потери националистов.
Подбитые танки БТ-5
После боёв под Фуэнтес-де-Эбро он участвовал в битве за Теруэль, которая длилась с декабря 1937 по февраль 1938 года. Республиканское командование поставило задачу взять город-крепость Теруэль, несмотря на сложные погодные условия. В штурме участвовал 1-й отдельный интернациональный танковый полк, имевший 42 танка БТ-5 и Т-26, а также 30 бронеавтомобилей. Узкие улочки города стали серьёзным препятствием для маневренных БТ-5, что привело к потере 15 танков. Тем не менее, республиканцам удалось занять город. Однако вскоре франкисты начали контрнаступление. 31 декабря 1937 года танкисты оказались единственной силой, защищавшей Теруэль. 12 февраля 1938 года начался решающий штурм города силами 11-й дивизий националистов при поддержке авиации. 20 февраля в ходе ожесточённых боёв республиканцы стали отступать, но советские танкисты продолжали сражаться. В этом бою погиб 26-летний Владимир Кручинин. Сражение за Теруэль нанесло тяжёлый урон танковому полку: две трети личного состава выбыли из строя, из 42 танков осталось лишь 15. Из 85 советских добровольцев в строю осталось только 22. Полк был отведён в тыл и переформирован в бронетанковую бригаду с испанскими экипажами, а выжившие советские танкисты вернулись на родину.
14 марта 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Владимиру Фёдоровичу Кручинину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза за образцовое выполнение специальных заданий и проявленный героизм. В его родном городе его именем названа улица в Железнодорожном районе, а на школе №38(сейчас это Лицей №14 “Экономический”, г.Ростов-на-Дону), где он учился, установлена мемориальная доска.
Мемориальные доски, посвященные Кручинину В.Ф в г. Ростове-на-Дону
Автор статьи - организатор экскурсий музея «Самбекские высоты» Сергей Плега.
Уважаемый респондент! Предлагаем Вам принять участие в независимой оценке качества оказания услуг организациями культуры. Для этого отметьте в анкете вариант ответа, соответствующий вашему мнению.
В мае 1944 года в ходе операции по освобождению Крыма один танковый экипаж совершил невероятный подвиг, который во многом определил исход штурма Сапун-горы и Севастополя. В этой статье мы вспомним историю Николая Степановича Водолазкина — механика-водителя, чьё мастерство и отвага помогли переломить ход сражения.
17 июля в современной России отмечается День авиации Военно-морского флота. Хотелось отметить профессиональный праздник морских лётчиков необычным материалом. Подходящая тема нашлась. С одной стороны, интересная и не затёртая до дыр. С другой, связанная с Великой Отечественной. В годы войны по Ленд-Лизу в СССР поставлялось много хороших самолётов (хотя были и не очень хорошие, и даже откровенно дрянные). Но среди многочисленных образцов авиатехники выделялся один поистине уникальный – гидросамолёт «Каталина». Этот шедевр американской фирмы «Консолидейтед» намного опередил своё время. Замечательно скомпонованный, оснащённый самым передовым навигационным, пилотажным, поиск
«Они увидели Москву», или «Операция «Большой вальс»
«Они увидели Москву» - с таким заголовком в газете «Правда» от 19 июля 1944 года вышла статья Бориса Полевого о событии, которое стало одним из самых запоминающихся за последний год войны. Ровно 80 лет назад, 17 июля 1944 года, Москва увидела позорное шествие пленных немцев, которое вошло в историю как «парад побежденных» или «Операция «Большой вальс».
Нет комментариев