От монументализма до декаративно-прикладного искусства
Летом этого года исполнилась 135-я годовщина со Дня рождения выдающегося скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Всемирную славу скульптору-монументалисту принесла ее знаменитая композиция «Рабочий и колхозница».
Портрет Веры Мухиной, художник М. В. Нестеров 1940 г.
Жизнь Веры Мухиной была наполнена творчеством еще с детства. Родилась Вера Игнатьевна 1 июля (19 июня) 1889 года в Риге в состоятельной семье. Будучи ребенком, будущий скульптор увлекалась рисованием, писала стихи. Однако беззаботное детство нарушила личная трагедия, Вера Игнатьевна потеряла родителей. Веру Мухину вместе с сестрой взяли на попечение родственники, которые проживали в Курской области. Уже в это время проявился талант у юной Веры Мухиной. Она учась в Москве, пробовала работать с глиной. Трагический случай, который случился с ней в то время, не только не навредил ее творческому развитию, но и закалил характер. Катаясь в рождественские праздники на санях, Вера Игнатьевна упала и повредила лицо. На операции и восстановление ушли месяцы. Вера Мухина не отчаивалась и с головой погружалась в обучение, которое она проходила в том числе во Франции и Италии.
Грянула Первая мировая война. В это время Вера Мухина, пройдя курсы медсестер, ухаживала за ранеными бойцами в одном из госпиталей. Там она познакомилась со своим будущим мужем – хирургом Алексеем Замковым. В 1918 году молодые люди сыграли свадьбу. У супругов родился сын Всеволод.
Вера Мухина с сыном.
В это время творчество Веры Мухиной получило новый виток. Вера Игнатьевна экспериментировала с материалами, формами. В 20-30-е годы увидели свет такие ее работы как: «Крестьянка», «Хлеб», «Пламя революции». Но славу скульптору принес знаменитый монумент «Рабочий и колхозница». Скульптура была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, и встречала гостей, гордо возвышаясь при входе в Советский павильон. По замыслу Веры Игнатьевны солнце освещало монумент, создавая эффект сияния, а обе фигуры композиции казались парящими, элементы одежды и поза «Рабочего и колхозницы» создавали эффект целеустремленности в будущее, энергии и силы трудового народа Советского Союза. После выставки в Париже монумент вернулся на Родину, и занял почетное место на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР. В 1947 году памятник «Рабочий и колхозница» стал официальным символом киностудии «Мосфильм».
Скульптурная группа «Рабочий и колхозница».
Значимыми монументами в работе Веры Игнатьевны стали памятники П.И. Чайковскому и М. Горькому. Первый был установлен во дворе Московской государственной консерватории. Поза, в которой запечатлен знаменитый композитор, создает эффект, как будто бы Петр Чайковский вслушивается в музыку, которая льется из аудиторий и дирижирует ей в такт.
Памятник П. И. Чайковскому и А. М. Горькому.
Вера Мухина известна не только как скульптор-монументалист, но и как мастер декоративно-прикладного искусства. Она разрабатывала узоры для тканей, декорации для оформления спектаклей, а также экспериментировала с таким материалом, как стекло. Создавала сервизы, вазы и статуэтки из стекла. Весной 1940 года на базе зеркальной фабрики в Ленинграде была создана мастерская. В работе мастерской были задействованы выдающиеся художники, мастера, ученые. Художественным руководителем стала Вера Мухина, а научным руководителем - химик-технолог, профессор, специалист в области оптического стекла Николай Качалов. Позже Вера Игнатьевна создаст скульптуру из стекла, посвященную ученому. Также ее уникальными работами являются «Ветер», «Торс девушки». Но самым массовым конечно станет выпуск знаменитых сервизов «Астра», вазы «Лотос».
Работы В.И. Мухиной из стекла.
Не обойти стороной в творчестве Веры Игнатьевны и такой эпизод, как усовершенствование граненого стакана. Первую партию этого изделия по ее чертежам выпустили в 1943 году. Стеклянные сосуды стали более прочными и массово использовались в столовых, домашнем обиходе.
В последние годы жизни у Веры Игнатьевны были проблемы со здоровьем, но несмотря на это, она продолжала работать. Даже будучи в санаториях, она занималась делом всей своей жизни. Умерла выдающийся скульптор 6 октября 1953 года. Похоронена на Наводевичьем кладбище в Москве.
Вера Игнатьевна Мухина за работой.
Вдохновение формами, жанрами, бесконечная энергия, поиск новых материалов –все это отличало Веру Игнатьевну Мухину. Она удостоена таких званий как академик Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат 5 Сталинский премий. Талантливый педагог, Вера Игнатьевна воспитала не одно поколение скульпторов, которые вдохновлялись ее работами, продолжали ее дело.
Автор статьи - научный сотрудник Народного военно-исторического музея Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» Анна Крестина.
Уважаемый респондент! Предлагаем Вам принять участие в независимой оценке качества оказания услуг организациями культуры. Для этого отметьте в анкете вариант ответа, соответствующий вашему мнению.
В мае 1944 года в ходе операции по освобождению Крыма один танковый экипаж совершил невероятный подвиг, который во многом определил исход штурма Сапун-горы и Севастополя. В этой статье мы вспомним историю Николая Степановича Водолазкина — механика-водителя, чьё мастерство и отвага помогли переломить ход сражения.
17 июля в современной России отмечается День авиации Военно-морского флота. Хотелось отметить профессиональный праздник морских лётчиков необычным материалом. Подходящая тема нашлась. С одной стороны, интересная и не затёртая до дыр. С другой, связанная с Великой Отечественной. В годы войны по Ленд-Лизу в СССР поставлялось много хороших самолётов (хотя были и не очень хорошие, и даже откровенно дрянные). Но среди многочисленных образцов авиатехники выделялся один поистине уникальный – гидросамолёт «Каталина». Этот шедевр американской фирмы «Консолидейтед» намного опередил своё время. Замечательно скомпонованный, оснащённый самым передовым навигационным, пилотажным, поиск
«Они увидели Москву», или «Операция «Большой вальс»
«Они увидели Москву» - с таким заголовком в газете «Правда» от 19 июля 1944 года вышла статья Бориса Полевого о событии, которое стало одним из самых запоминающихся за последний год войны. Ровно 80 лет назад, 17 июля 1944 года, Москва увидела позорное шествие пленных немцев, которое вошло в историю как «парад побежденных» или «Операция «Большой вальс».
Нет комментариев