Полет «АНТ-25» (Чкалов, Беляков, Байдуков) по маршруту Москва-Северный полюс-Ванкувер.
18 июня 1937 года с подмосковного аэродрома в Щелково в воздух поднялась крылатая машина советского конструктора Андрея Николаевича Туполева АНТ-25 РД (Рекорд Дальности). А 20 июня, преодолев без посадки расстояние более чем 8500 километров, самолет приземлился на другой стороне земного шара - в Америке. В воздухе самолет, которым управляли советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков находился 63 часа 16 минут. Этот полет уже не был рекордным по дальности без посадки, но имел огромное международное значение.
Начало 30-х годов для советских людей было периодом стремительного развития во всех сферах - промышленной, культурной, технической, военной. Одним из значимых направлений всегда считалось освоение воздушного пространства. Полеты на максимально возможную дальность составляли важную сторону воздухоплавания. Имея как техническое так и политическое значение, такие полеты являлись демонстрацией силы и мощи авиации государства ее лидерства на международной арене. Все новые и новые вершины покорялись летчикам в этой гонке технического прогресса и человеческой стойкости.
В соревновании за рекордной дальностью беспосадочного полета принимали участие безусловные лидеры технического прогресса: Англия, Франция, Соединенные Штаты. Тот факт, что молодая, бурно развивающаяся советская авиация смогла не просто принять участие, но и победить в этом международном соревновании, для многих на Западе оказался неожиданностью. 20 июля 1936 года стартовал рекордный перелет экипажа Чкалова, Белякова и Байдукова из Москвы на Дальний Восток, продолжавшийся 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость перелета составила 9375 километров. В то время это стало новым мировым рекордом! За этот перелёт весь экипаж самолета АНТ-25 «Сталинский маршрут» был удостоен звания Героев Советского Союза.
Рекордные показатели требовали тщательной подготовки и техники летного состава. После испытательных полетов были выбраны несколько направлений для перелета. Один из маршрутов проходил над пустыней Сахара и заканчивался в Южной Америке. Но важность освоения Севера, его необъятные просторы, огромное количество не прогнозируемых трудностей бросали вызов советским летчикам. Один из таких перелетов августа 1935 года по маршруту Москва-Северный Полюс-Сан-Франциско закончился для пилотов АНТ-25 неудачей. Экипаж самолета С. А. Леваневский, Г. Ф. Байдуков, В. И. Левченко по техническим причинам вынуждено вернулся назад.
Но испытания и трудности только закаляют и мотивируют отважных людей. Сложно описать все непредвиденные проблемы с которыми столкнулся экипаж Чкалова. Приходилось подниматься над облаками на высоту 4000 - 6000 метров, чтобы избежать обледенения. Задыхаясь от недостатка воздуха и замерзая в негерметичной кабине, летчики час за часом боролись с негостеприимным северным небом. К концу пути, израсходовав практически весь запас кислорода и топлива, затратив много времени и сил на обход циклонов, самолет вышел в район северо-запада Америки. В намеченный пункт - Сан-Франциско - долететь не удалось, однако 20 июня после 63 часов изматывающего полета АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в городе Ванкувер, пролетев по прямой 8504 км. Перелет через Северный Полюс в Соединенные Штаты имел большое политическое значение: налаживание двусторонних связей, укрепление отношений между державами. Американский народ организовал советским летчикам торжественную встречу. Героический советский экипаж принял президент США Франклин Рузвельт. Это был триумф не только Чкалова и двух его соратников по перелету, но и всей советской авиации. Всему миру был продемонстрирован возросший уровень советской техники. Была проложена новая трасса, наикратчайшим путем соединявшая два континента. И, что самое главное, было положено начало взаимопонимания между советским и американским народами. За осуществление этого перелета В. П. Чкалов и члены его экипажа были награждены орденами Красного Знамени.
Автор статьи - научный сотрудник Народного военно-исторического музея Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» Андрей Куликов.
Уважаемый респондент! Предлагаем Вам принять участие в независимой оценке качества оказания услуг организациями культуры. Для этого отметьте в анкете вариант ответа, соответствующий вашему мнению.
В мае 1944 года в ходе операции по освобождению Крыма один танковый экипаж совершил невероятный подвиг, который во многом определил исход штурма Сапун-горы и Севастополя. В этой статье мы вспомним историю Николая Степановича Водолазкина — механика-водителя, чьё мастерство и отвага помогли переломить ход сражения.
17 июля в современной России отмечается День авиации Военно-морского флота. Хотелось отметить профессиональный праздник морских лётчиков необычным материалом. Подходящая тема нашлась. С одной стороны, интересная и не затёртая до дыр. С другой, связанная с Великой Отечественной. В годы войны по Ленд-Лизу в СССР поставлялось много хороших самолётов (хотя были и не очень хорошие, и даже откровенно дрянные). Но среди многочисленных образцов авиатехники выделялся один поистине уникальный – гидросамолёт «Каталина». Этот шедевр американской фирмы «Консолидейтед» намного опередил своё время. Замечательно скомпонованный, оснащённый самым передовым навигационным, пилотажным, поиск
«Они увидели Москву», или «Операция «Большой вальс»
«Они увидели Москву» - с таким заголовком в газете «Правда» от 19 июля 1944 года вышла статья Бориса Полевого о событии, которое стало одним из самых запоминающихся за последний год войны. Ровно 80 лет назад, 17 июля 1944 года, Москва увидела позорное шествие пленных немцев, которое вошло в историю как «парад побежденных» или «Операция «Большой вальс».
Нет комментариев