11 апреля мы рассказывали историю гибели под Таганрогом лётчика младшего лейтенанта Сергея Базарова в 1944 году, о работах по извлечению обломков его самолёта «Харрикейн» спустя 30 лет и перезахоронении погибшего пилота на малой Родине, в подмосковном Ступине (https://ok.ru/muzeysambekskievisoty/topic/156372324432743), дополнили эту историю несколькими подробностями.
Истребитель «Харрикейн»
После публикации оставалось два неразрешённых вопроса. Во-первых, не было известно современное состояние памятника Сергею Базарову в Ступине. Во-вторых, не известной осталась и судьба переданного музею Ступинского металлургического комбината парашюта лётчика, найденного таганрожцами в обломках его самолёта.
Итак, пробелы удалось восполнить. Начнём с хорошей новости. Мир оказался не без добрых, беспокойных людей. Один из жителей Ступина по нашей просьбе отправился на старое городское кладбище, отыскал могилу лётчика Базарова и прислал нам её фотографию. Нужно сказать, что в сети имелось давнее фото этого захоронения, на котором с трудом можно было рассмотреть довольно старый памятник, видимо, изготовленный ещё полвека назад в Таганроге. Судя по современной фотографии, Сергея Базарова перезахоронили вместе с мамой. А рядом с ними – могила его сестры Александры, умершей вскоре после того, как останки брата-лётчика упокоились на малой родине. Памятник у Сергея Базарова сейчас новый, красивый, идеально ухоженный.
А вот с парашютом, к сожалению, получился конфуз. Музей Ступинского меткомбината уже несколько лет находится на реконструкции. Но, зайдя с нескольких направлений, нам всё-таки удалось выйти на бывшего директора музея. И она передала нам невесёлую информацию. Парашют младшего лейтенанта Базарова, до службы в армии работавшего на этом предприятии, действительно долгие годы как реликвия хранился в заводском музее. Но около 20 лет назад он из фондов музея бесследно пропал и дальнейшая судьба его неизвестна. Вот такая точка получилось у этой давней истории.
11 августа исполнится ровно 80 лет, как в тренировочном вылете у Дмитриадовки погиб лётчик 934-го истребительного авиаполка ПВО младший лейтенант С. С. Базаров, защищавший небо Приазовья в 1944 году.
Автор статьи - научный сотрудник Народного военно-исторического музея Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» Иван Заболотский.
Уважаемый респондент! Предлагаем Вам принять участие в независимой оценке качества оказания услуг организациями культуры. Для этого отметьте в анкете вариант ответа, соответствующий вашему мнению.
В мае 1944 года в ходе операции по освобождению Крыма один танковый экипаж совершил невероятный подвиг, который во многом определил исход штурма Сапун-горы и Севастополя. В этой статье мы вспомним историю Николая Степановича Водолазкина — механика-водителя, чьё мастерство и отвага помогли переломить ход сражения.
17 июля в современной России отмечается День авиации Военно-морского флота. Хотелось отметить профессиональный праздник морских лётчиков необычным материалом. Подходящая тема нашлась. С одной стороны, интересная и не затёртая до дыр. С другой, связанная с Великой Отечественной. В годы войны по Ленд-Лизу в СССР поставлялось много хороших самолётов (хотя были и не очень хорошие, и даже откровенно дрянные). Но среди многочисленных образцов авиатехники выделялся один поистине уникальный – гидросамолёт «Каталина». Этот шедевр американской фирмы «Консолидейтед» намного опередил своё время. Замечательно скомпонованный, оснащённый самым передовым навигационным, пилотажным, поиск
«Они увидели Москву», или «Операция «Большой вальс»
«Они увидели Москву» - с таким заголовком в газете «Правда» от 19 июля 1944 года вышла статья Бориса Полевого о событии, которое стало одним из самых запоминающихся за последний год войны. Ровно 80 лет назад, 17 июля 1944 года, Москва увидела позорное шествие пленных немцев, которое вошло в историю как «парад побежденных» или «Операция «Большой вальс».
Комментарии 1