ХОДЯТ КОНИ
Сначала было слово. Сценарист Евгений Митько создал литературную основу "Бумбараша" из ранних произведений Аркадия Гайдара, а именно – "В дни поражений и побед", рассказов о Левке Демченко. Повесть же о Бумбараше "Талисман" была неоконченной, но использовалась в сценарии. Сюжет получился занятным. Рядовой Семен Бумбараш возвращается в родное село с Первой мировой войны, а на родине давно полыхает война гражданская. Власть меняется каждый день: красные, белые, анархисты и так до бесконечности. Среди хаоса он пытается устроить личную жизнь с девушкой Варварой, которую убивают в финале.
Сначала картину поручили режиссеру Абраму Народицкому на киевской киностудии имени А.П.Довженко. Он сам в годы Гражданской войны сражался с бандитами в Гомельской области, тема была ему близка. Могло получиться вполне крепкое революционное кино, которых сняли сотни, но не все они запомнились. Однако возраст – под 70 лет – не позволял ему работать в полную силу. Тогда на подмогу прислали молодого режиссера Николая Рашеева. На роль Бумбараша назначили прославившегося после картины "Начальник Чукотки" (1966) Михаила Кононова. Начались съемки первых сцен в павильонах. Михаил Иванович замечательно бы справился со своей ролью. На основе других лент легко представить, каким был бы его Бумбараш. Но Рашеева не устраивал формат стандартного фильма о послереволюционных событиях. Он взял инициативу в свои руки и предложил необычный взгляд на произведения Гайдара.
Побывав в Москве на спектакле "Живой" в театре на Таганке, молодой режиссер увидел и услышал Валерия Золотухина и вдруг понял, что постановочное решение должно быть музыкальным. Тем более актер – в чем-то Бумбараш по природе своей.
Режиссер позвонил композитору Геннадию Гладкову. Тот оказался занят, но рекомендовал коллегу Владимира Дашкевича, который успешно писал для московских театров. Простонародный характер музыки подразумевал соответствующие стихи. Первый, кто пришел на ум Дашкевичу, – Юлий Ким. Он не только был бардом, дававшим концерты, но и писал интермедии, сам сочинял музыку к стихам, создавал в студенческих коллективах спектакли с элементами мюзиклов.
Правда, даже за разрешение сделать ему предложение пришлось побороться. Ким в те годы вел бурную диссидентскую деятельность: редактировал самиздатовские журналы, сочинял песни, которые считали антисоветскими. Выяснился и такой интересный факт: поэт проходил в оперативных сводках КГБ под кодовым именем Гитарист. Несмотря на явно антигосударственную позицию, в КГБ Киму запретили концертную деятельность, но разрешили сотрудничать с кино и театром с одним условием: он возьмет псевдоним Ю.Михайлов. Под ним он впоследствии и обозначен в титрах фильма.
Но на начальном этапе Юлий Ким категорически отказался от сотрудничества, сказав, что революция и душевные песни несовместимы. Правда, сопротивляясь, поэт сказал, что будет писать, если композитор Дашкевич выиграет три партии в шахматы у его знакомого гроссмейстера. Сложно поверить, но Владимир выиграл! Началась работа.
Прекрасные песни рождались одна за другой. Чего только стоят "Надоело воевать", "Журавль по небу летит" с ее началом: "Как за меня матушка всё просила Бога, всё поклоны била, целовала крест". Ким и Дашкевич не просто написали много песен. Они задали картине интонацию. Поскольку песенники участвовали и в моделировании сцен, где произведения исполнялись, между ними и режиссером часто возникали творческие споры. В результате сюжет то уходил в гротеск, почти водевиль, то, напротив, в нем звучали трагические ноты. В общем, полное смешение жанров придавало ленте еще больший шарм.
Ким часто вставал по ночам, печатал на машинке, не давая спать соседу по комнате Дашкевичу. Однажды он разбудил композитора под утро и прочел: "Ходят кони над рекою, ищут кони водопою. А к речке не идут – больно берег крут… Ни ложбиночки пологой, ни тропиночки убогой. А как же коням быть? Кони хочут пить…" Дашкевич простонал спросонок: "Это ж нужно экранизировать, где ж режиссер тебе столько коней возьмет?" На следующий день Золотухин, услышав песню, на правах главного героя затребовал ее для собственного исполнения. Сам и спел.
Композитору не стоило беспокоиться о том, кто найдет много коней для съемок, хотя давали их в местных колхозах неохотно. Золотухин где-то достал форму советского подполковника милиции и направился к председателю одного хозяйства. Представился милиционером из Киева, обеспечивающим съемочную группу необходимым. Когда тот заартачился, актер, не выходя из образа Бумбараша, прикрикнул: "Что же, фильму о революции помочь не хочешь? Да я тебя расстреляю!" Коней немедленно выделили.
Еще до выхода фильма 1 мая 1972 года песни ушли в народ. Их записывали на предварительных показах на магнитную ленту. "Ходят кони" настолько органично попадает в традиционную русскую интонацию, что многие не интересующиеся историей произведения уверены: песня народная и пришла к нам из глубины веков.
ХОДЯТ КОНИ
Музыка – Владимир Дашкевич
Слова – Юлий Ким
Ходят кони над рекою,
Ищут кони водопоя,
А к речке не идут –
Больно берег крут.
Ни тропиночки убогой,
Ни ложбиночки пологой.
Как же коням быть?
Кони хочут пить.
Вот и прыгнул конь буланой
С этой кручи окаянной.
А синяя река
Больно глубока…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев