6 июля 1887 года родился Марк Захарович Шагал — живописец, график, художник театра, монументалист, один из главных авангардистов XX века. Первоначальное художественное образование Шагал получил у Ю. М. Пэна в Витебске (1906), затем, переехав в Петербург, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907–1908), в рисовальных классах С. М. Зайденберга (1908), в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (1909–1910) и в Академии ла Гранд Шомьер — в Париже (1910). В 1912 году поселился в Париже, вошел в круг будущих мастеров «Парижской школы». Комиссар по делам искусств в Витебске (1918–1919), основал музей и Свободную мастерскую живописи, где преподавал с К. С. Малевичем, М. В. Добужинским. С 1922 жил в Берлине, с 1923 — в Париже, с 1941 в Нью Йорке, с 1947 — во Франции.
«… Мне был знаком уличный жаргон, известен обиходный лексикон. Но слово «художник» было таким диковинным, книжным, будто залетевшим из другого мира, — может, оно мне и попадалось, но в нашем городке его никто и никогда не произносил. Это что-то такое далекое от нас! И сам я никогда бы на него не натолкнулся. Но однажды ко мне пришел в гости приятель. Обозрев картинки на стенах, он воскликнул:
- Слушай, да ты настоящий художник!
- Художник? Кто, я — художник? Да нет... Что-бы я...
Он ушел, оставив меня в недоумении. И тут же я вспомнил, что действительно видел где-то в нашем городке большую, как у лавочников, вывеску: «Школа живописи и рисунка художника Пэна». «Жребий брошен. Я должен поступить в эту школу и стать художником». Тогда конец маминым планам сделать из меня приказчика, бухгалтера или, в лучшем случае, преуспевающего фотографа.
В один прекрасный день (а других и не
бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате, я подошел, тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал:
— Мама... я хочу быть художником. Ни приказчиком, ни бухгалтером я не буду. Все, хватит! Не зря я все время чувствовал: должно случиться что-то особенное. Посуди сама, разве я такой, как другие? На что я гожусь? Я хочу стать художником. Спаси меня, мамочка. Пойдем со мной. Ну пойдем! В городе есть такое заведение, если я туда поступлю, пройду курс, то стану настоящим художником. И буду так счастлив!
— Что? Художником? Да ты спятил. Пусти, не
мешай мне ставить хлеб.
— Мамочка, я больше не могу. Давай сходим!
— Оставь меня в покое.
И все-таки решено. Мы пойдем к Пэну. И если
он скажет, что у меня есть талант, можно подумать. Ну а если нет... (Все равно буду художником, думаю я про себя, но выучусь сам.)
Итак, моя судьба в руках г-на Пэна. По крайней
мере, так сочла мама, глава семейства. Отец дал мне пять рублей, плату за месяц, но бросил их во двор, так что мне пришлось бежать подбирать.
Вообще-то, в первый раз я узнал о существовании Пэна, когда ехал как-то на трамвае вниз к Соборной площади и мне бросилась в глаза белая на синем фоне надпись: «Школа живописи Пэна».
«Ого! — подумал я. — Какой культурный город
наш Витебск!»
И тогда же решил познакомиться с мэтром.
…И вот, свернув потрепанные листы с рисунками и ужасно волнуясь, я иду вместе с мамой в мастерскую Пэна. Едва переступив порог, на лестнице ощущаю пьянящий чудесный запах холста и красок. Повсюду висят портреты. Дочь градоначальника. Сам его превосходительство. Г-н и г-жа Л., барон и баронесса К. и другие. Откуда мне их всех знать? Мастерская набита картинами, сверху донизу. Даже на полу свалены рисунки и свернутые холсты. Свободен только потолок.
Там раскинулись на просторе полотнища пау-
тины. Все завалено гипсовыми руками, ногами, греческими головами, белыми, покрытыми слоем пыли орнаментами.
Всем нутром чувствую, что путь этого художника — не мой. Что за путь — еще не знаю. Думать некогда. Головы — как живые. Поднимаясь по лестнице, я щупаю то нос, то щеку. Хозяина нет дома. Нечего и говорить, как выглядела и как чувствовала себя мама, впервые очутившись в мастерской художника. Она озиралась по углам, боязливо оглядывала картины.
И вдруг, резко повернувшись ко мне, почти умоляющим, но ясным и решительным тоном сказала:
— Вот что, сынок... Сам видишь, тебе так ни-
когда не суметь. Пошли домой.
— Подождем, мамочка!
Для себя-то я сразу решил, что мне так и не на-
до. Зачем?
Это не мое. А как надо? Не знаю. Мы остались ждать. Сейчас мастер решит мою участь.
Мы подходим — мэтр небрежно здоровается.
(Внимания достойны лишь градоправитель да богатые заказчики).
— Что вам угодно?
— Да вот... уж и не знаю, право... вот он хочет
быть художником... Прямо спятил!... Взгляните, пожалуйста, на его рисунки... Если у него есть талант, еще куда ни шло, может, и стоит ему у вас учиться, а если нет... Может, все-таки пойдем домой, сынок?..
Пэн непроницаем.
(«Ну хоть мигни, мучитель!» — думаю я.)
Бегло просмотрев копии из «Нивы», он цедит:
— Н-ну... некоторая предрасположенность про-
глядывает...
«Будь ты неладен...» — чертыхаюсь я про себя.
Мама поняла не больше моего.
Но хватило и этого. Я получил от отца пару пятирублевых монет и неполных два месяца проучился в витебской школе Пэна. Что я там делал? Не знаю сам. Передо мной выставляли гипсовую голову. И я со всеми вместе должен был ее рисовать. Усердно принимался за работу. Примеривался, измерял, прикладывал к глазу карандаш. Но все зря — выходило криво».
Марк Шагал. Моя жизнь.
Марк Захарович Шагал (1887—1985)
Интерьер с цветами
1917
Бумага на картоне, масло
НИМ РАХ
https://vk.com/club5027532 На время осенних каникул (с 26 октября по 4 ноября, 9–10 и 16–17 ноября) мы подготовили для вас две новые программы.
...https://artsacademymuseum.org/branches/muzei-kvartira-i-i-brodskogo/ на арт-медиацию по выставке « https://artsacademymuseum.org/exhibition/gogol-tochki-soprikosnoveniya/ Участники арт-медиации смогут порассуждать о феномене творчества Николая Гоголя и причинах популярности пьесы «Ревизор», попытаемся проникнуть в гениальный замысел режиссера Всеволода Мейерхольда, создавшего самую известную немую сцену в истории русского театра, а также постараемся ответить на вопрос почему так и не был осуществлен амбициозный проект грандиозного мозаичного фриза для Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда, который должен был ознаменовать новую веху в истории советс
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев