Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Белл
Давид Натанович
(1921 – 2006)
Призван в апреле 1943 года с 4-го курса института. Ускоренные офицерские курсы. Мл. лейтенант, командир взвода саперов-минеров. Воевал на 3-ем Белорусском фронте; 25 осапб 73 сд 48 А. Уволен в запас в апреле 1946г. Старший лейтенант. Две государственные награды.
С 1961 по 1980г. работал учителем английского языка в школе №8 г. Дубна. Автор уникальных книг и методик по изучению английского языка. Один из инициаторов движения «Фонарики мира», переросшего в дружбу г. Дубны с американским г. Ла Кросс. Первый президент Ассоциации дружбы «Дубна – Ла Кросс»
«Во время войны я был командиром взвода 28-го отдельного саперного батальона 73 стрелковой дивизии 48 армии. Наверное, всем знакома фраза «Минер ошибается только один раз». Минировать опасно, но еще опаснее разминировать, в особенности если мина пролежала в земле некоторое время. Чека от сырости ржавеет и даже от небольшого прикосновения ломается и срабатывает боек. Но чтобы разминировать мины, надо сначала найти минное поле. Достаточно обнаружить одну мину и тогда нетрудно найти другую, так как все мины располагаются в определенном порядке.»
«Мы стояли в Польше. Как всегда бывало в случаях затишья в боевых действиях, мы разминировали минные поля, оставшиеся в нашем тылу. Минирование проходило поспешно. Некоторые мины вмерзли в землю, и вытащить их было невозможно. Их взрывали по отдельности. После окончания войны нашу часть перебросили в г.Новороссийск. Мы разминировали минные поля на Малой земле. При разминировании погиб молодой солдат моего взвода...»
7 комментариев
29 классов
Гребенюк
Григорий Фёдорович
(1924 – 2010)
С августа 1941г. – в Трудовой армии. Рыл укрепления, перегонял колхозный скот на Восток. Был в плену, бежал. До февраля 1943г. был на оккупированной территории. Призван в армию в марте 1943г. Красноармеец, сапёр. С апреля 1943г. – во взводе инж. разведки 382-го особ. стр. бат. 219-ой стр. дивизии Воронежского фр., сержант. Ранен. С марта по сентябрь 1944г. - курсы военно-инж. училища в г. Новосибирск. С 1944г - 2-я Польская армия, ком. взвода инж. разведки, а затем и ком. роты, лейтенант. Участвовал в освобожд. Варшавы и разминировании Берлина. Восемь государственных наград. После войны продолжил службу в Советской Армии.
В 1957г. переведён на службу в Дубну в составе в/ч. Командир батальона 151-ой военно-строительная бригады, подполковник; в 1966-1973гг. – командир 31-го учебного воен.-строит. полка; в 1961-1973 гг. – нач. Дубненского гарнизона. В 1973-1984г. - зам. нач. военного училища ВВВСКУ(ВВСТУ) в Дубне. В 1984 г. вышел в отставку. С 1984г. по 1993 преподавал в ГПТУ-67. Полковник. Почётный гражданин г. Дубна.
«…Перед взводом разведчиков, к которому нас придали была поставлена тогда задача: напасть на дот противника, блокировать его и опять «языка». Но не все знали, что эта задача была не единственной и даже не главной. Дот, о котором шла речь, был «пристрелян» немецкой артиллерией, и командованию было важно вызвать на него огонь, чтобы засечь место расположения вражеских орудий. Речь шла, по существу, о разведке боем, люди шли на смерть и поэтому взвод получивший задание взять дот, был взводом штрафников... Нашей задачей было не просто расчистить путь в проволочных заграждениях, но разминировать проход к доту, затащить на его крышу взрывчатку и взорвать дот. Шансов уцелеть практически не оставалось – ну, разве что один из ста, и это много. Задание было выполнено, да и мы остались в живых. Сделали все, что надо и взорвали дот, и взяли не одного, троих «языков», и еще 16 гитлеровцев было убито. Из взвода ранило шестерых. В руку был ранен и я. За этот бой получил свою первую медаль «3а отвагу».» (из воспоминаний Гребенюка Г.Ф.)
1 комментарий
1 класс
Ревицкая
Варвара Сергеевна
(1923 – 2011)
Мобилизована из мирного населения в 1942 году в Сталинграде. 124-ая стрелковая бригада 62 армии. Работала в госпитале. 8-ая гвардейская армия, писарь, военный переводчик. Демобилизована в 1946 году
Приехала в Дубну в 1946 году. С 1946 по 1959гг. – учитель русского и литературы в школе №2; с 1959 по 1961гг. – завуч в школе №4; с 1961 по 1979 – учитель и зам. директора по учебно-воспитательной работе в школе №8. Заслуженный учитель РСФСР. В 1979 году ушла на пенсию. На пенсии работала в детской хоровой студии «Дубна»
«…С 23 августа 1942 года город, протянувшийся в то время более чем на 60 км вдоль Волги, стал передовой линией боёв на 162 суток. Мирного населения как такового не было…Я со своими ближайшими друзьями была в 124-й стрелковой бригаде, которая располагалась в районе Тракторного и входила в состав группы войск полковника С.Д. Горохова, почти отрезанной от других частей армии, вклинившимися в нашу оборону немцами и лишённой связи с левым берегом, откуда шли боеприпасы и пополнением.
Бои шли уже не за дома, а за выступы, кучи щебня, за каждый клочок земли. Мы, местные, были полезны тем, что знали все ходы и выходы, подвалы и щели. Из-под обломков разрушенных овощехранилища или хлебозавода могли раздобыть продукты питания, в канализационных колодцах добывали воду (водопровод ведь был разрушен), добирались даже до центра города, где у разрушенного элеватора добывали пусть обгорелое, но вполне съедобное зерно.» (из воспоминаний Ревицкой В.С.)
2 комментария
12 классов
65 лет назад 4 ноября 1959 года пассажирский поезд из Москвы впервые пришёл на новую ж/д станцию Дубна Савёловской ветки.
Сегодня трудно представить, но созданные 68 лет назад международный город Дубна и ОИЯИ первые 2 года своего существования не имели регулярного пассажирского железнодорожного сообщения с Москвой. Нет, разобранные во время войны пути и ж/д мост через Сестру были восстановлены ещё в 1947 году. В 1951-ом году на станции Большая Волга было достроено капитальное и комфортабельное (для того времени) каменное здание пассажирского вокзала с буфетом и залом ожидания. В 1954 году рядом был образован открытый рабочий посёлок физиков Дубна, спустя 2 года превратившийся в международный город. Но пассажирские поезда, недолго ходившие до Большой Волги ещё до войны, так и не появились, несмотря на видимое наличие всего необходимого и суммарное население в несколько десятков тысяч посёлков Иваньково и Дубна. Сотрудники, командировочные и простые граждане добирались из столицы до Дубны на попутных и служебных машинах, от Дмитрова - на служебном автобусе или летом плыли на кораблях до пристани Большая Волга.
В 1956 году в первый состав Городского Совета был избран научный сотрудник ЛЯП ОИЯИ, будущий доктор наук и профессор Алексей Николаевич Синаев. Он сразу же возглавил депутатскую комиссию по транспорту и связи и оставался на этой общественной должности до 1990 года. Кроме описания несомненных научных заслуг, в различных статьях, характеризующих деятельность этого человека на общественном поприще использованы следующие слова: «все свое свободное от работы в ОИЯИ время уделял заботам об улучшении инфраструктуры нашего города», «благодаря инициативной позиции и при настойчивом личном участии Синаева», «к его заслугам прежде всего следует отнести организацию железнодорожного сообщения с Москвой», «мы были очевидцами огромных усилий, которые Алексей Николаевич прилагал к преодолению технических, бюрократических и иных препятствий», «был образцом безупречного выполнения депутатских обязанностей»… Трудно найти подобные характеристики у других лиц города. А результат?
С января 1958 года восстановлено регулярное пассажирское движение от Москвы до станции Большая Волга на тепловозной тяге.
В 1959 первый пассажирский поезд пришёл в Дубну и его встретил торжественный митинг.
В 1961 году на станции Дубна был построен небольшой павильон с кассой и тротуар вдоль низкого перрона.
В 1965 году в 50 метрах от перрона железнодорожной станции Дубна было построено новое здание станции. В начале 70-х годов в нем была организована предварительная продажа билетов на поезда дальнего следования, отправлявшиеся с Московских вокзалов; немногим позже транспортное агентство обеспечивало предварительную продажу билетов на различные авиарейсы страны.
В 1970 году был построен разъезд у станции Дубна, до которого протянулись линии контактной сети. Также были построены высокие перроны на станциях Дубна и Большая Волга для приёма специализированных пассажирских электропоездов (электричек). На перроне станции Дубна появился застеклённый пассажирский павильон для ожидающих пассажиров.
В 1972 году ВПЕРВЫЕ в Советском Союзе, на Московской железной дороге по маршруту Москва-Дубна был запущен безостановочный поезд-экспресс, состоявший на тот момент из электровоза и четырёх межобластных вагонов.
…………………………………………………………………………………….
3 декабря 2014 года площади у вокзала «Дубна» было присвоено имя Почётного гражданина города, профессора Алексея Николаевича Синаева.
1 комментарий
6 классов
Открыли вместе с детьми новую новогоднюю выставку в отделении Археология и краеведение на проспекте Боголюбова, 54.
Рассказали об истории новогодней игрушки, открытках, сюжетах ноговгодних сказок и сказочных персонажах.
В финале, вместе с детьми придумали песню, которую сразу же и создали с помощью нейросети. Немного ударения сбоят, но смысл верный и настроение новогоднее.
Приходите! Ждём!
Запись группы на мастер класс по телефону 218-18-20
1 комментарий
4 класса
Открыли вместе с детьми новую новогоднюю выставку в отделении Археология и краеведение на проспекте Боголюбова, 54.
Рассказали об истории новогодней игрушки, открытках, сюжетах ноговгодних сказок и сказочных персонажах.
В финале, вместе с детьми придумали песню, которую сразу же и создали с помощью нейросети. Немного ударения сбоят, но смысл верный и настроение новогоднее.
Приходите! Ждём!
Запись группы на мастер класс по телефону 218-18-20
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О группе
Музей - фундамент истории. Узнавайте об истории наукограда Дубна, предшественнике города - Дубненском крае, градообразующих предприятиях в Музее Дубны. Следите за жизнью музея, новыми выставками, мастер-классами. Ждем Вас в Музее!
Основные экспозиции музея расположены в двух отделениях по адресам:
«Археология и краеведение»: г. Дубна, проспект Боголюбова, дом 54;
«История создания крылатых ракет в Дубне » г. Дубна, ул. Ленина, д.39