Выпуск № 23
П. Пономаренко «Перед бурей»
Сибиряки внесли свой вклад в революционное движение нашей страны. Выступления крестьян России против самодержавия и помещиков находило отклик и в Сибири. В частности, восстание под руководством Е.И. Пугачева нашло в Западной Сибири много сторонников. Генерал-губернатор Чичерин сообщал, что восстание угрожает даже Тобольску, тогдашней столице Сибири… «того же злого пламени искра с двух сторон во многие селения Тобольской губернии прокралась и здесь со стремительностью распространилась было». После подавления восстания и казни Пугачева еще долго у сибиряков ходила легенда, что вместо Пугачева был казнен кто-то другой, а он продолжает действовать.
Из Сибири вышло немало прогрессивных людей, ученых, писателей и общественных деятелей, боровшихся с самодержавием. Одним из таких был уроженец с. Спасского Григорий Захарович Елисеев.
Родился он 25 января 1821 года в семье священника. Рано лишился отца. Первым учителем Елисеева был дед-дьячок, который научил его читать и писать, одновременно давая уроки закона божьего и латинского языка.
Образование Г.З. Елисеева получил в духовном училище и семинарии в Тобольске, а потом в Московской духовной академии. Начал службу преподавателем и наставником Казанской духовной академии и благодаря хорошим способностям быстро выдвинулся на должность экстраординарного профессора исторических наук. Написал ряд интересных исследований по истории русской церкви. Но в 1850 году вышел из духовного звания, порвал с церковью и возвратился в Сибирь.
На гражданской службе в качестве Омского и Таркского окружного начальника, а потом в Тобольске советник губернского правления увидел жизнь сибирской деревни во всей ее неприглядности: нищей, забитой, темной. Уразумел гнусную механику чиновничье-бюрократического аппарата царской власти. По долгу службы ему пришлось познакомиться с положением тюрем и этапов и увидеть такие ужасы, когда человек переставал быть человеком, когда на него смотрели, как на существо из другого мира. Арестантов обирали, морили голодом, содержали в ужасных условиях.
В воспоминаниях Г.З. Елисеева встречается такое замечание: «Жизнь толкала меня в самые разнообразные среды: я живал в деревнях, городах уездах и губернских, находился по своим обязанностям в самых близких отношениях со всеми сословиями и состояниями». И из всего виденного и пережитого уже к 35 годам своей жизни Григорий Захарович сделал выбор, приведший его в лагерь прогрессивных людей того времени, то есть на путь борьбы с самодержавием.
В 1857 году Елисеев оставил службу и уехал из Сибири в Петербург, там он стал ближайшим сотрудником Н.Г. Чернышевского по журналу «Современник». Ведя отдел «Внутреннее обозрение» этого журнала, редактировал артельный журнал «Век» и газету «Очерки», сотрудничал в сатирическом журнале «Искра».
После закрытия «Современника» и ссылки в Сибирь Чернышевского Г.З. Елисеев вместе с Н.А. Некрасовым и М.Е. Салтыковым-Щедриным редактирует журнал «Отечественные записки».
Сибирскому крестьянству и жизни Сибири Елисеев посвятил большинство своих статей, в которых отразилась любовь к русскому народу. Живя в Петербурге, он не порывает связи с передовыми людьми Сибири. Вообще его деятельность была широка и многогранна. Он – непосредственный организатор тайного революционного общества «Земля и воля» и кандидат в члены Центрального комитета. В своем письме сибирский писатель-демократ Н.И. Наумов так определил Г.З. Елисеева: «Его мало знали, а как много он делал. Может быть я и ошибаюсь, но я глубоко убежден в том, что Белинский, Добролюбов да Елисеев только и могут считаться воспитателями России». Умер Г.З. Елисеев в 1891 году.
Довольно значительную роль в общественной жизни Сибири сыграли политические ссыльные из России. Заметный след оставили А.Н. Радищев и декабристы, ссыльные участник восстания крестьян под руководством Устима Кармелюка на Украине в 1829-30г., участники политических кружков и обществ, обществ «Земля и воли» и «Народная воля» второй половины 19 столетия. Хотя различный социальный состав и политическое направление ссылаемых оказывало различное влияние в смысле массовости, глубины и значимости.
Конкретно, для барабинцев влияние Радищева могло ограничиться литературными и политическими замечаниями, в какой-то мере дошедшими сюда, а декабристов тем, что их видели в кандалах по Московскому тракту и остановках на этапах, в частности, наших сел Вознесенское, Спасское и Туруновское.
Другое дело политссылка второй половины 19 века. Ссыльные были выходцы из средних и мелкобуржуазных слоев, многие имели высшее образование и навыки в работе по различным специальностям. Среди этой категории были врачи, педагоги, статистики, инженеры, агрономы и прочие. Эти люди много труда и сил вложили в культурно-просветительную работу. Были инициаторами и активными участниками обществ народных домов, библиотек и т.д. Многие участвовали в исследованиях Барабы в хозяйственном, географическом, этнографическом отношениях, сотрудничали в местной печати. Эта деятельность уже перерастала рамки культурничества и объективно становилась крупным общественным явлением.
У нас нет исчерпывающих материалов для освещения всей многогранной деятельности политссыльных тех лет. Но отдельные следы в разных печатных изданиях ввиде замечаний путешественников, сообщений и корреспонденций с мест дают представление об этом.
В газете «Томские губ. Ведомости» за 1875 год такое сообщение: «Скоропостижно умер в с. Спасском Усть-Тартасской волости 12 сентября дворянин из политссыльных Аполинарий Желток». А в корреспонденции из Спасского «Сибирский Вестник» сообщает: «Местными любителями драматического искусства имеет быть дан с благотворительной целью спектакль: комедия «На пороге к делу» и водевиль «Отелло Кузьмич и Дездемона Панкратьевна». Сбор денег по тому времени приличный – 155 рублей. Из них половина в пользу голодающих, а вторая – приемному (медицинскому) покою села». (1892 г.)
Или об опытной агрономической работе И.И. Бушуева.
Последний, как заядлый барабинец, желая принести существенную пользу жителям Барабы, вздумал, в виде опыта, посеять лучшие сорта хлебов. Семена были высланы петербургским вольно- экономическим обществом. (1893 г.)
При Спасской школе был организован музей с экспонатами местной природы, чучела птиц, зверей. Устраивались публичные лекции по естествознанию, отечественной истории и другим предметам. Безусловной, деятельность политссыльных была бы намного плодотворней, если бы правительственные власти не чинили препятствий поведению мероприятий.
По своему содержанию деятельность тех времен была мало связана с пропагандой революционных идей свержения самодержавия. Поэтому массовых революционных выступлений в Барабе на протяжении всего 19 века не отмечалось.
Но экономическая и политическая обстановка в Барабе резко меняется на рубежах ХХ столетия.
Информация из газеты «Ленинец» № 50 от 23 апреля 1967 г. стр. 4
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев