И. Глинке. Они стали частью музейной коллекции ровно 70 лет назад - 12 июля 1954 г.
Часы выполнены в стиле ампир в эпоху Наполеона I. Это часы-колесница. Скульптура на прямоугольном постаменте, изображающая двух бегущих коней, запряжённых в лёгкую одноместную повозку. Колесницей управляет прекрасный юноша в тоге и сандалиях, который, стоя в повозке в полный рост, виртуозно справляется со вставшими на дыбы конями. Позади юноши фигура богини Афины: в её правой руке копьё, в левой – щит с изображением головы Медузы Горгоны. Циферблат часов круглый, расположен в колесе повозки и явно не находится в центре композиции, так как часы-колесница символизируют триумф изображенного персонажа.
Кто же этот юноша, управляющий колесницей под покровительством Афины, где циферблат часов лишь одно из колес? Рельеф на фасаде постамента позволяет точно определить, что перед нами герой бессмертной поэмы Гомера сын Одиссея и Пенелопы Телемах. В Одиссее описаны приключения Телемаха, который отправился в поход на поиски своего отца, не вернувшегося домой после Троянской войны, под покровительством богини Афины.
Главная идея этих часов – время стремительно, как скачущие кони, и только сверхчеловеческим усилием оно может на мгновение встать на дыбы, чтобы совершился подвиг героя.
Часы «Колесница Телемаха», принадлежавшие М.И. Глинке, являются великолепным образцом декоративно-прикладного искусства Франции первой четверти XIX в., свидетельствует о тонком вкусе и образованности владельца.
Часы можно увидеть на выставке «Гениальный дилетант» в Музее музыки до 6 октября 2024 года.
#НоткаПросвещения #СледуйЗаМузеем
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев