Продавали игрушечную«Лавру» как раскрашенную, так и «белую».
⚠️«Белые» игрушки были гораздо дороже, так как требовали более тщательной отделки. В прейскуранте Московского торгово-промышленного музея кустарных изделий (Кустарный музей) 1898 года указывалось по три сорта «белых» и раскрашенных «Лавр». «Белые» стоили от 75 копеек до 1 рубля 75 копеек, раскрашенные - от 45 копеек до 1 рубля 25 копеек. Роспись могла скрыть все дефекты работы.
🎨Для окраски годились любые материалы - от мела, разведенного на клею, и сажи до анилиновых красителей и бронзового порошка, которым золотили купола и кресты. Иногда постройки дополнительно оклеивали бумагой или грунтовали.
🎨Здания окрашивали методом «окунания», и цвет как художественное средство решался всей формой. В росписи прослеживается характерное для народных мастеров стремление запечатлеть то, что больше всего понравилось, казалось более значимым: пилястры, колонны, закомары, картуши обозначались «с маху» тонкими синими, черными и белыми полосками или упругими завитками. Бегущие горизонтальные ряды окон намечались с помощью прямоугольного штампика - «тыкалки», который обмакивали в черную краску.
🎨Сложную, многоцветную роспись стен Трапезной палаты и Надкладезной часовни мастера смело заменяли сплошным пестрым кистевым, краплёным узором. Из-за быстроты исполнения относительная небрежность росписи, отсутствие мелочей были теми наработанными со временем художественными приемами, которые делали игрушку ритмически цельной, выразительной, привлекательной своей непосредственностью.
♥️Она подкупала искренним чувством любования мастеров архитектурными памятниками Троице-Сергиевой лавры, точностью в их воспроизведении. Они не забывали вносить изменения, происходившие в окраске и облике монастырских зданий. Так, например, колокольню на протяжении второй половины 19 века перекрашивали сначала в голубой, потом - в красный и розовый цвета.
🎨В целом же окраска игрушечной «Лавры» соответствовала тогдашним расцветкам храмов. За невысокими белыми крепостными стенами с красно-коричневыми приземистыми башенками виднелось синее и золотое многоглавие Троицкого, Успенского соборов, Духовской церкви, нарядной Трапезной палаты. Над зданиями возвышалась многоярусная колоколенка, которая была настолько выразительна, что многие годы ее продавали отдельно от набора как яркое напоминание о посещении Троицкой лавры.
⚡️Игрушечная «Лавра» экспонируется в экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» (м/к «Конный двор»: ул.1-ой Ударной Армии, 2)
🔔Друзья! Напоминаем, что по воскресеньям для жителей города и района вход в Сергиево-Посадский музей-заповедник бесплатный!
#воскресный_ответ
https://ok.ru/group/61067323048072/topic/156880098053000
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев