В этот период в школе произошло сращивание обучения и практической работой в колхозе. Таким образом, начальная школа давала все возможности для обеспечения навыками элементарной грамотности каменнобродцев и обучения практическому сельскохозяйственному труду.
В начале 20 века школа была не только образовательным, но и культурным центром. Жители хутора собирались на собрания для обсуждения и решений важных вопросов и общих проблем.
Много интересного мы узнали из воспоминаний бывшей учительницы, жительницы хутора Каменный Брод, пережившей и годы коллективизации, и годы Великой Отечественной войны Грибовой Варвары Федотьевны. Вот что рассказала Варвара Федотьевна: «В 1 класс я пошла в 1933 году (тогда у нас работала только начальная школа). Трудно было хуторянам в эти годы. Засухи преследовали молодые колхозы, люди голодали. Мама давала мне с собой в школу на весь день одну печеную луковицу и один, тоже печеный, корень пастернака. Но иногда в школе для детей был праздник- нам выдавали по одной тонюсенькой пышке, чтобы дети не погибли от голода. Я до сих пор вспоминаю, как со взрослыми пешком ходила на «менку» (рынок на котором меняли продукты на вещи) в города Новочеркасск или Ростов-на-Дону, как босиком бегали с детьми в школу, а записи делали химическим карандашом на газетных обрывках, летом же пололи посевы или работали на токах, фермах. Непосильные налоги опустошали и без того небогатые семьи».
Но впереди всех ждала еще более страшная беда. Варвара Федотьевна вспоминает: «В 1940 году открыли неполную среднюю школу (НСШ- 7- летнюю), где я с отличием и с похвальной грамотой закончила 7-й класс. И вот сидим мы в школе, готовимся к выпускному вечеру и мечтаем с подругой, что поедем в город Шахты поступать в педучилище, выучимся и приедем в родной хутор работать учителями и вдруг слышим на улице крики: «Война началась! Война началась!»- это отец Кузнецовой Любови верхом на лошади разносил по хутору эту страшную весть».
Стремительно и трагично разворачивавшаяся Великая Отечественная война потребовала кардинального перехода всей жизни наших хуторян "на военные рельсы". Учителя уже в июле 1941 года были отозваны из отпусков. Работали вместе с колхозниками на поле, ходили на строительство оборонительных сооружений, вели агитационную и пропагандистскую работу среди населения. Школа в это время не работала. В здании расположили госпиталь для раненых солдат. Вот отрывок из статьи газеты «КОМСОМОЛЕЦ» «ПАТРИОТЫ из Каменного БРОДА», написанной Иваном Ивановичем БОРЫС, жителем Полтавской области, Семеновского района, села Мироны: «В конце 1941 года нашей батарее пришлось отбивать жестокие танковые атаки врага на территории Родионово –Несветайского района, врага, который рвался к Ростову. … Меня тяжело ранило.
Я потерял сознание, а когда пришел в себя, увидел, что нахожусь в помещении хуторской школы среди таких же раненых бойцов.
Это комсомолки хутора Каменный Брод организовали в тылу фашистов госпиталь под носом у гитлеровцев. Они свозили, приносили на руках с мест боев раненых советских бойцов, лечили нас, одевали и кормили.
Лечил нас фельдшер Михаил Анатольевич Дурасов. А спасли нас и ухаживали за ранеными Варвара Дмитриевна Федорова. Евдокия Верова, Тася Верова, Шура Кульбакова.
Пока я буду жив, никогда не забуду хутор Каменный Брод, его героических людей. Рискуя жизнью, не жалея сил и здоровья, они спасали в дни оккупации раненых советских воинов.
Я от всего сердца благодарю своих спасителей, желаю им всем всего самого наилучшего, шлю низкий поклон всем жителям хутора и района.
Пусть будущие воины наследуют традиции своих славных земляков, на их примере учатся любить Отчизну и посвятят свою жизнь служению Родине».
Нелегок был путь восстановления в послевоенный период. Но колхозники работали не покладая рук. Несмотря на неоднократные засухи и неурожаи, земледельцы колхоза «Заветы Ильича» , образованного в 1930 году, добивались успехов, восстанавливали и развивали свое хозяйство. На равных со взрослыми трудились и дети, учащиеся Каменно-Бродской школы. Полевые работы, выпас скота, уборка животноводческих помещений- все, что было им под силу, выполнялось качественно. Все, и старый, и малый прекрасно понимали, что от их труда и знаний зависит не только восстановление родного колхоза и улучшение собственного жизненного уровня, но и восстановление силы, могущества и красоты нашей великой Родины.
Постепенно учебная деятельность восстанавливается. Тетрадей, карандашей не было, писали между строчек газет, учебник один на класс. В школе очень холодно, дети сидят на уроках в пальто. Скудное питание получают здесь же, на перемене. Но, не смотря на трудности, ребята старательно учились.
Комментарии 17