Когда Леонид Гайдай задумал экранизацию романа «12 стульев» Ильфа и Петрова, поклонником которого был давно, он отправился на прием к тогдашнему председателю Госкино А. Романову, но тот мгновенно остудил его пыл. Романов заявил, что другой режиссер, Михаил Швейцер, уже снимает вторую часть дилогии про Остапа Бендера «Золотой теленок», поэтому браться за «12 стульев» сейчас не время: дескать, надо подождать и посмотреть, что получится у Швейцера. Гайдаю не оставалось ничего иного, как взяться за другую работу. И тут как нельзя вовремя подоспел новый сценарий, написанный давними партнерами Гайдая, Морисом Слободским и Яковым Костюковским. И назывался он «Контрабандист».
Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из этих заметок говорилось, что преступники в своих махинациях использовали весьма оригинальный способ провозки контрабанды - в гипсе. И вот в начале марта 1967 года на «Мосфильм» поступила заявка на сценарий с подобным сюжетом, и, как ни странно, его одобрили
По сюжету сценария, простой советский человек Семен Семеныч Павлик (позже его переименуют в Тимошкина, а к началу съемок он обретет своё окончательное имя - Горбунков), отправившись в заграничное турне, совершенно случайно оказался в центре контрабандной махинации: перепутав его со своим коллегой, контрабандисты спрятали в гипсе, наложенном ему на руку, бриллианты...
Практически всё лето Слободской и Костюковский писали литературный сценарий будущего фильма. Чуть позже к ним присоединился и Леонид Гайдай. Поскольку с троицей в лице Балбеса, Труса и Бывалого было решено покончить раз и навсегда, в новом сценарии была придумана другая троица: Граф, Механик и Малыш. Впрочем, от последнего вскоре отказались.
Когда сценарий «Контрабандиста» был одобрен (с небольшими замечаниями относительно слишком пассивной роли милиции), немедленно приступили к подбору актеров...
Интересно, что «контрабандно-бриллиантового» фильма Гайдая могло и не быть, если бы сценаристы решили перед съемками проконсультироваться с таможенниками. Оказывается, даже по советским, достаточно строгим, законам можно было беспрепятственно ввезти в страну 2,5 кг золота и определённое количество бриллиантов. И не надо было для этих целей ломать руку. К счастью для зрителей, авторы фильма узнали об этом уже после окончания съёмок...
На одну из главных ролей в фильме, естественно, утвердили Юрия Никулина. Леонид Гайдай еще с момента работы над сценарием видел в роли Горбункова только его и никого другого. По этому поводу выдающемуся советскому клоуну предоставили даже полугодичный отпуск в цирке, чего раньше никогда не случалось. Но на Горбункове-Никулине дело вдруг застопорилось – кому из актёров предлагать остальные роли, было неизвестно.
На роль Графа пробовался Георгий Вицин, но режиссёр решил, что он будет «двойником» Труса из «троицы» и отказался от его кандидатуры. «Примеряли» роль незадачливого контрабандиста Михаил Пуговкин, Валерий Носик, Рудольф Рудин и молодой Андрей Миронов. В итоге Гайдай сделал ставку на последнего.
Комментарии 3