Иван Серт с.Нови Троян Одеса
Страшные годы
Все страшные годы голодовки мы переживали всей семьёй– никто нам не помогал. Я собирал колоски на скошенных полях (за колоски взрослых сажали в тюрьму), рвал лебеду и крапиву, из которых мама делала лепёшки, вкус которых до сих пор помню – пряный запах травы и горьковатость. Я помню высоченные, совершенно голые деревья акаций, на вершине которых находились гнёзда ворон. Когда я добирался до гнезда, чтобы забрать яйца, хозяева гнезда зловеще кружили надо мной и душераздирающе каркали, угрожая мне расправой, но, преодолевая страх, я запускал руку в гнездо и клал яйца за пазуху. Мне было восемь с половиной лет. В таком возрасте на древесный клей я ловил сусликов, прикрепив к концу верёвки шарик клея, и, наслюнявив его, опускал медленно в нору. Всем этим мы и питались. Каждый из нас что-то делал, чтобы выжить, но отсутствие земли и семян для засева огорода (единственной земли), свирепствующий безжалостно голод лишил меня сначала матери, а через год и отца. Меньше чем через год отец женился на двадцативосьмилетней, очень красивой (по моим понятиям) женщине, но через два или три месяца, совершено опухший от голода, умер. Надо заметить, что у болгар на селе не принято жить в одиночестве взрослому человеку, и они стараются как можно быстрее обрести спутника, так как на селе одному трудно вести хозяйство. Дети при повторном браке родителей не играют никакой роли. Как говорится, это не их дело: у болгар дети не вмешиваются в жизнь взрослых, так как веками в них воспитывалось священное чувство уважения к старшим и почитание родителей. И сегодня это так! Этот морально-нравственный обычай – почитание родителей – является одним из главных постулатов древнеиндийской мысли и идеалов. Смешно выглядит ситуация у городских жителей-русских и украинцев(о других не знаю), когда взрослые чуть ли ни выпрашивают у детей разрешения на повторный брак. Поэтому к мачехе я относился ровно, спокойно, без отчуждения и всяких городских выкаблучиваний. Семья мачехи жила на одном из трёх холмов нашего села. На этом холме находилась церковь, где меня крестили. После войны церковь превратили в склад для пшеницы, а потом власти стёрли её с лица земли в соответствии со своей коммунистической идеологией и моралью. Церковь заполняли зерном, отобранным откровенно бандитскими способом у тех, у которых его находили. Знаю, что на нашей улице оставалось зерно только у одного хозяина. Этот хозяин тоже носил фамилию Серт. Они были чуть зажиточней других за счет большой семьи. Я был свидетелем, как у них отбирали зерно и грузили на телеги. Мало было, мерзавцам, ограбить человека, так они ещё и всю семью выслали в Сибирь, хотя в наших краях не было батрачества, так как у всех была своя земля, и богатство каждого зависело от количества членов семьи. Мы тоже жили хорошо до прихода бандитской советской власти. Родители работали от темна до темна, а меня оставляли у бабушки. Когда брали с собой в поле, то укладывали под куст винограда, где я спал, а сами работали, пока солнце не поднимется над горизонтом, и только потом садились завтракать: хлеб домашней выпечки, брынза, сало, лук, чеснок и вода, а вечером уже кушали манджу (куриный соус) или чорбу (болгарский борщ с кислой заправкой, приготовленной из отрубей). Итак, церкви уже нет, а на её месте в шестидесятые годы построили большую школу, но когда я приезжаю в гости, всегда в моём воображении на этом месте возвышается вместо школы та самая церковь, возле которой проходили праздники болгарской национальной борьбы. Перед церковью расстилался красивый зелёный травяной ковёр. Многое забывается из детских лет, но есть события, которые на расстоянии прожиточных лет кажутся живыми картинами, будто бы они происходят сейчас, в минуту воспоминаний. Такой живой очаровательной картиной народной жизни остались у меня в памяти праздники национальной борьбы у нашей церкви. У моей мачехи был старший брат Георгий. Он работал кузнецом – очень важная и всеми уважаемая профессия на селе. Дядя Георгий всегда принимал участие в борцовских поединках и всегда побеждал. Когда он укладывал очередного соперника на лопатки, я подходил к нему, брал за руку и стоял рядом, гордо оглядывая всех, а народу собиралось много. Я безмерно гордился дядей Георгием , глубоко его уважал и восхищался им (где-то на подсознательном уровне он заложил во мне «вирус» спортсмена). Да, церковь стёрли с лица земли, стёрся в том первозданном виде и праздник с лица народной жизни, с тем необыкновенным, особенным духом, особенной атмосферой. Сейчас борются на стадионе, но это всё же не то, что было у церкви: нет того пьянящего запаха очаровательной старины и того царящего аромата народного болгарского ДУХА, орошаемого божественными звуками гайды(волынки)
Как бяха скръбни мойте детски дни!
О, колко много сълзи спотаени!
Тук първи път се моят взор стъмни
И безпощадна буря сви над мене.
Димчо Дебелянов
Хлеб
Как я сейчас понимаю, голод только начал заходить в наше село…До этого у нас отобрали землю и весь сельскохозяйственный инвентарь, всё имущество…Для меня, восьмилетнего пацана, всё это было непонятно, но я очень эмоционально понял что происходит, когда однажды какие-то люди, по указанию приятеля моего отца-председателя сельского совета Сорокова-выводили двух наших коней: один наш собственный, а второй-упитанный рыжий красавец-,подаренный отцу двумя советскими солдатами, которые по дороге зашли в наш дом « на огонёк» и отец хорошо их угостил…и за это они подарили ему коня, которого я безумно любил и без седла скакал во весь опор на перегонки с моим двоюродным братом БАТЕ МИТЕ(царство небесное ему),который был старше и всегда обгонял меня…Я уже потом, когда вырос и, вспоминая этот случай, подумал :а почему их было двое ,а коней три?И тогда я понял: а может этот конь принадлежал их убитому товарищу во время освобождения Бессарабии в Ясско-Кишинёвской операции(на нашей территории боевых действий не было: румыны просто ушли восвояси, а советские воины прошлись мирным маршем и зафиксировали очистку земли от румынских войск….
И вот однажды отец даёт мне деньги и отправляет в центр села купить хлеба.. Я этот центр моего любимого села помню всю жизнь.. Когда приезжаю в гости и нахожусь в центре, я иду к этому месту, где стояла огромная очередь за хлебом. Я никому из родственников не говорил об этом, а просто мы заходили в бар и выпивали водочки…
Бар, куда мы заходили, находится точно напротив того места, где продавали хлеб…Мы выпивали с племянником по соточке –другую и шли дальше по своим делам, а мои мысли возвращались в то голодное детство: вот я занял очередь-меня почти не видно среди взрослых и где-то в середине очереди меня начали сдавливать, и я понимал, что мне тяжело дышать, но я терпел: надо достоять.. И вот я, случайно выживший в этой безумно голодной очереди, иду с буханкой хлеба домой, а до дому идти ,слава Богу, далеко-наше село очень большое.. Я держу хлеб и нюхаю, а его запах меня пьянит, и я со страхом отламываю с краю кусочек, а потом ещё и ещё, а когда пришёл домой и вошёл во двор, оставалось пол- буханки.. Отец, как раз в это время, находился по среди двора.. Я со страхом, с ужасом в лице подошёл к отцу и подал ему пол- буханки хлеба, ожидая, что он меня ударит.. Но отец, неожиданно для меня грустно улыбнулся, взял хлеб ,прижал меня к себе и сдавленным голосом произнёс: ничего сынок, выживем… И вдруг я почувствовал на своей щеке крупную слезу отца, когда он наклонился, чтобы поцеловать меня…,как бы прощая, за съеденную пол- буханки хлеба.. https://bessarabia.ua/wp-content/uploads/2020/04/preview_16610.jpg
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2