В целом день неразрывно связан с днем Ивана Купалы, который следует за ним. Тут, однако, следует сделать оговорку, что Иван Купала в разные периоды отмечался в разные даты. Изначально это языческий праздник, привязанный к циклу солнца, поэтому приходился он на дни около 21—24 июня (дни летнего солнцестояния), позднее же (в частности в послепетровские времена), когда он оказался интегрирован в христианский календарь — его празднование было «совмещено» с днем Рождества Иоанна Предтечи (24 июня по старому стилю или по юлианскому календарю). Церковь так и продолжает отмечать день Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (по своему внутрицерковному исчислению), однако, так как этот календарь с течением времени все дальше расходится с григорианским (который точнее привязан к обороту земли вокруг солнца), принятым для общегражданского оборота с 1918 года, то сегодня церковной юлианской дате «24 июня» на «обычном» то есть григорианском календаре соответствует дата «7 июля». Если же Ивана Купалу отмечать исходя из сути этого праздника — как день славления Солнца, то придется он НЕ на 7 июля, а на 21 июня, в этом случае и Аграфену-купальницу стоит отмечать накануне — то есть 20 июня (а не 6 июля). Подробнее о датах праздника Иван Купала — здесь.
На Аграфену начинают купаться, «закупываются», совершают различные обряды связанные с водой, умыванием росой, общими купаниями, заготавливают веники, парятся в банях. Повсеместно были распространены походы в лес за травами — как целебными, так и для венков и украшения домов. Так, в Архангельской губернии на Аграфену-купальницу устилали пол в банях свежей травой и парились вениками из целебных трав, а в Тверской области парились вениками украшенными цветами. Сами веники, кстати, делали не только березовыми — часто в них включали по одной ветке от каждого дерева, что должно было усилить оздоровительный эффект.
Отмечается, что на сбор трав люди выходили вовсе без одежды, что свойственно и многим другим дохристианским обрядам, связанным с плодородием и культом Земли:
«Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя все рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Особая роль в эти дни отводится и различным обрядовым действиям связанным с крапивой. Так, где-то ее запасали и раскладывали на подоконниках как защиту от нечистой силы, где-то устраивали шутливые игры со стеганием крапивой, призванные отогнать хвори.
На Аграфену-купальницу — то есть накануне Ивана Купалы, когда складывались пары (молодые танцевали, прыгали через костры, уговаривались о будущей женитьбе) — девушки гадали по травам: собирались 12 особых трав (папоротник и чертополох — обязательно), которые нужно было положить под подушку, чтобы во сне увидеть суженого.
«Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев