Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники» (Мк.1:22). Эта власть – не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжеваемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностию, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь – в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.
СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.1:16–22)Протоиерей Александр ШаргуновПроповедуя, Христос призывает первых Своих учеников. У Христа будут последователи. Если Он открывает на земле школу святости – святую Церковь – у Него будут учащиеся. Если Он поднимает Свое знамя, у Него будут воины. Если Он проповедует, будут те, кто восприимет Отчий глас:
«Того послушайте».Избранные Господом для утверждения Его Царства были немощные и смиренные рабы Божии. Он не призвал их из великого Синедриона или из школ раввинов, но встретил их среди будничных забот бедных рыбаков у моря Галилейского. Хотя Христос не нуждается в человеческой помощи, Он обращается к ней для утверждения Своего Царства. Он воздает честь тем, кто усердны в своем труде и относятся друг ко другу с любовью. Таковыми были призванные Христом. Он застал их за работой, и они работали вместе. Усердие и стремление жить в любви и согласии угодны Господу – там Его благословение.
Своими словами и делами Господь с самого начала открывает, что Он – Мессия, Христос. Постепенно они будут узнавать Его таковым. Он будет говорить и творить дела среди свидетелей, которые должны будут рассказать другим то, что им открылось. Симон, один из первых, кого Господь призывает следовать за Ним, – тот, кто сможет сказать:
«Ты Христос, Сын Бога Живаго». Некоторые не могут понять, почему так мгновенно, «тотчас», Симон и Андрей, Иаков и Иоанн принимают решение. Разве выбор, на котором должна строиться жизнь, следует делать не по зрелом размышлении? Вполне возможно, что Симон и его товарищи задолго до этой встречи знали Господа. Но самое драгоценное, что открывается нам в этом событии, – их радостная решимость следовать за Христом. Это повествование о призвании апостолов перекликается со всеми подобными призваниями, описанными в Священном Писании и в житиях святых. Господь видит Своего будущего ученика, Он призывает его. Призванный являет послушание этому зову – встав, оставив то, что он намеревался делать, – и следует за Господом. Так происходит с Симоном и Андреем, и затем с Иаковом и Иоанном.
Мы ничего не слышим о душевном или духовном созревании будущего ученика. Но неизменно выделяются две черты у всякого, кто решает посвятить свою жизнь служению Царства Божия. Во-первых, он остается тем же, кем был до этого, но с новым призванием. Те, кто всю жизнь ловил рыбу, становятся «ловцами человеков». И, во-вторых, на задний план отступает все, что может стать препятствием для нового служения, вплоть до полного разрыва с прошлым, если необходимо. Симон и Андрей оставляют свои сети. Иаков и Иоанн оставляют свою семью и товарищей по работе. Они избирают такую свободу, которая позволит им посвятить себя полностью их новой задаче.
У всякого призвания своя история, замечательная своими неповторимыми особенностями. Но общее всегда одно: остаться самим собой, все более освобождаясь от всего, что несовместимо с новым даром. И идти за Христом, куда бы Он ни пошел, исполняя свой долг. Дело служителей Христовых – ловля душ и приведение их ко Господу. «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, – говорит Христос, – и захватившему рыб всякого рода». Некоторые рыбы пойманы – спасенные души приведены на берег, где их ждет воскресший Христос, но несравненно большее число рыб уплыло. Однако если сети окажутся и совсем пустыми, мы все равно должны продолжать трудиться.
Когда Христос прибыл в Капернаум, Он вошел в субботу в синагогу, и тотчас приступил к проповеди. Мы дорожили бы каждым часом, если бы знали, какая большая работа нам предстоит и как мало у нас времени. С самого начала Господь показывает, что заповедь о почитании праздничных дней – одна из главных в нашей жизни, и мы должны освящать эти дни совместной молитвой и слушанием слова Божия. «И дивились Его ученики, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». Самые правильные слова могут быть фальшивыми, если они не исходят из сердца. Как отличалось слово Христово от всего, что обыкновенно произносилось здесь! Христос говорит как власть имеющий не только над внешними поступками, но над сокровенными мыслями каждого человека. В руке Его дыхание наше. Изумляемся ли мы слову Его, когда сегодня Он говорит в наших храмах? Невозможно по-настоящему услышать слово Христово, не имея решимости стать Христовым учеником, и по слову Его переменить свою жизнь.
***
Священник Дмитрий БарицкийГалилейское озеро, где произошли описываемые события, являлось для простых людей основным источником пропитания. Иудейский историк Иосиф Флавий, который некоторое время был губернатором Галилеи, отмечал, что временами на его поверхности можно было насчитать до трехсот пятидесяти рыбачьих лодок. Некоторые из них принадлежали будущим ученикам Спасителя. Рыбный промысел являлся их основным занятием. Это была тяжелая работа, но она обеспечивала стабильный доход и давала уверенность в завтрашнем дне. Как же так получилось, что они по одному слову Христа, тотчас, то есть резко, сразу, внезапно оставляют свое дело, своих родных и уходят в неизвестность, в гарантированную нестабильность? Это все равно, что бросить работу с хорошей зарплатой, квартиру, машину, дачу в Московском регионе и уехать в глухую сибирскую деревню. Согласитесь, для этого необходим какой-то мощный внутренний импульс.
Все дело в том, что это была не первая встреча апостолов со Христом. Повествования других Евангелий показывают, что это кульминация тех отношений, которые складывались на протяжении какого-то времени до этого момента. Будущие апостолы слушали проповеди Спасителя, видели Его манеру общаться с людьми, возможно, стали свидетелями каких-то чудес, размышляли над Его словами, сопоставляли со своим представлением, каким должен быть Мессия, наконец, прислушивались к самим себе, как откликалось на все увиденное и услышанное их сердце. Одним словом, они вели напряженную внутреннюю работу. Господь обращается к ним именно в тот момент, когда решение уже созрело. Хотя, возможно, что сами апостолы еще до конца его и не осознавали. Однако слова Христа стали для них последней каплей. Все вдруг встало на свои места. И они с легкостью сделали этот шаг.
Это прекрасная иллюстрация того, как Господь действует в судьбе человека. Он никогда не вторгается в нашу жизнь внезапно. Он приходит тогда, когда мы сами создали какие-то предпосылки для этого визита. Он призывает тех, кто задает вопросы, размышляет, ищет, то есть живет не только внешней суетой, но пытается всеми возможными способами вести внутреннюю жизнь, скрытую от посторонних глаз, но очевидную для Бога. Он обращается к тем, кто предчувствует, что есть нечто большее, чем тот мир, который нас окружает. И пусть пока такой человек не смотрит в сторону Христовой Церкви и не осознает, где именно находится то, к чему его тянет. Однажды, в свое время, когда душа созреет, Господь явится ему лично и позовет за Собой. Именно в этот момент все станет на свои места. Человек с удивлением для себя узнает в Нем Того, Кого предчувствовал и искал всю свою жизнь.
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
О любви и смерти(2Кор.5:15–21; Мф.1:16–22)Протоиерей Вячеслав Резников«Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, а для умершего за них и воскресшего».Ведь умерший за меня, даже если это обычный человек, поистине рождает меня в новую жизнь. Прежняя должна была вот-вот оборваться, и новая никогда бы не наступила. Даже если речь идет о нескольких годах, – все они до последней минутки принадлежат умершему за меня. Он мне больше, чем отец по плоти. Последний, полагая мне начало, вовсе не думал обо мне, а этот – сознательно ради меня лишился жизни со всеми ее радостями.
Ну а Тот, Кто умер за меня и воскрес, – Он и при земной жизни был как никто другой. Когда Он умер, Его современникам и ученикам стало окончательно ясно, что такое мир без Него.
«Отныне мы никого не знаем по плоти», – говорили они. –
«Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». Не стало никого по плоти, от кого можно услышать о вечной жизни, услышать как от единственного Учителя и Наставника, как от Отца в собственном и единственном смысле этого слова (Мф.23:8-10), от Которого, как от первоисточника, «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:15). И кто вместе с учениками это понял, «тот новая тварь»; для него все «древнее прошло, теперь все новое».
Христос умер за меня. А ведь я сам же и виноват в том, что должен был умереть! Мне был открыт закон сотворенного Богом мира: жизнь – только в послушании Творцу. Я же захотел жить по своей воле, и естественно обрел смерть. И Господу пришлось умереть за меня, чтобы я снова стал жить для Него и через это вернулся бы к вечной жизни.
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою… Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям прегрешений их… Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех». И Христос не останавливается даже на точке смерти. Все сделав за нас, умерев за нас, Он же и умоляет нас через Своих служителей:
«Примиритесь с Богом!»Почему именно так все должно было совершиться?- Ни одного из законов, по которым составлен и существует Божий мир, заведомо невозможно объяснить, потому что их источник – свободная воля Творца. Законы только открывают, познают и применяют. В основе же всего сотворенного – любовь. Потому что
«Бог есть любовь» (Ин.4:16). А являет себя миру любовь только через жертву, и
«нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Только Своим жертвенным служением Господь смог уловить души даже со дна преисподней. В таком же духе улавливать человеков послал Он и Своих Апостолов. И только таким терпеливым, жертвенным служением можем и мы улавливать ожесточенные сердца наших ближних и созидать вокруг себя мир.
http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnyjj_kalendar
Комментарии 1