Часть II. Богослужение
Глава пятая. Годовой круг Богослужения
***
"Воздвижение Креста Господня"
Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14/27 сентября) празднует обретение Креста в IV веке святой Еленой (матерью императора Константина) и его последующее «избавление из персиянского пленения» императором Ираклием в VII веке, после чего он и был воздвигнут в церкви Воскресения в Иерусалиме. Начиная с этого времени «вселенское воздвижение Креста» празднуется во всех церквях христианского мира.
День этот сделался даже чем-то вроде государственного праздника в Византии, а Крест стал эмблемой империи и помещался на стенах государственных зданий и официальной одежде. В день праздника он публично воздвигался епископами и священниками. Они благословляли Крестом четыре стороны света, а люди в это время пели «Господи помилуй». Обряд этот по-прежнему совершается в церквях после торжественного вынесения и воздвижения Креста в конце праздничной Всенощной, сразу же за славословием Утрени.
Тропарь праздника, – который, надо сказать, был национальным гимном Византийской и Российской Империй и пелся на всех торжественных церемониях, – первоначально был обращён с молитвой к Богу о спасении людей, даровании победы в войне и сохранении Крестом самого государства. В наши дни, как тропарю, так и другим песнопениям праздника было придано духовное значение: «сопротивные» понимаются, как духовно беззаконные и грешные, последователи дьявола, а слова «православные христиане» заменяют имена бывших монархов.
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. (Тропарь)
Вознесыйся на Крест волею (то есть добровольно вознесший Себя на Крест), тезоименитому (то есть носящему Твое имя) Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоею православныя христианы, победы доя им на сопостаты, пособие (то есть в помощь) имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. (Кондак)
Хотя праздник Крестовоздвижения и возник как «политический», он имеет чрезвычайное значение в Церкви в наши дни. Он остаётся для нас днём поста и молитвы, днём, когда мы вспоминаем, что Крест – это единственный символ, достойный нашей безоговорочной верности, и что наше спасение зависит не от каких-либо земных побед, но от единственно-истинной и непреходящей победы Христова Распятия и нашего сораспятия с Ним. И когда мы возносим Крест и склоняемся перед ним в почитании и прославлении, то провозглашаем, что принадлежим Царству «не от мира сего» и что наше подлинное и вечное «гражданство» принадлежит, вместе со святыми, «Граду Божию».
Первое ветхозаветное чтение праздника говорит нам о «древе», превращающем «горькие» воды в «сладкие», – символ «Крестного Древа» (Исход 15:22, 16:1). Второе чтение напоминает, что Господь наказывает и исправляет тех, кого любит, и что Божественная премудрость есть «древо жизни для тех, которые приобретают её, и блаженны те, которые сохраняют её» (Притчи 3:11–18). Эти слова также указывают на Крест, который, как гласит апостольское чтение этого дня, для призванных является Божьей силой и Божьей премудростью (1 послание апостола Павла к Коринфянам 1:18–25). Третье ветхозаветное чтение, отрывок из пророчества Исайи, говорит нам о «граде Божием», в котором иудеи и язычники будут обитать вместе и «припадут к ногам» Божьим и узнают, «что Я, Господь, – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» (пророк Исаия 60:11–16).
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. (Тропарь поклонения Кресту)
Это главное песнопение Крестовоздвижения, длящегося восемь дней, многократно повторяется в богослужениях. На Литургии он заменяет «Трисвятое». Антифоны заменяются соответствующими строками из псалмов, непосредственно указывающими на крестное распятие Христово (Псалом 22:74, 99). На Утрени, в евангельском чтении, Христос говорит, что когда Он будет вознесен на Кресте, Он привлечёт всех к Себе (Евангелие от Иоанна 12:28–36). На Литургии же длинное евангельское чтение рассказывает о страстях Господних из того же Евангелия.
Можно сказать, что на Крестовоздвижение христиане, как бы заново посвящают себя Господу и обещают свою совершенную верность, поклоняясь Его распятию и животворному Кресту, – таково сегодняшнее значение в Церкви этого дня поста и покаяния.
(протопресвитер Фома Хопко)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев