На ней четверо военных, вернувшихся с международной авиаконференции, которая проходила в фашистской Германии, уже вовсю готовившейся к войне.
Это Герои Советского Союза комбриги Данилин, Громов и Спирин, а также полковник Юмашев.
Что они вообще делали в Германии в 1938 году, а также как потом сложилась судьба этих бравых воинов, что ждало их впереди? Ведь, как говорят, Сталин всех офицеров перед войной зачистил, кровавый 1937-38, все такое?..
Ну, на первый вопрос - основная цель поездки - я ответ нашел очень быстро: В 1937 году Громов, Юмашев и Данилин совершили беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив два мировых авиационных рекорда дальности полёта. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года - собственно, за этими медалями они в Германию и ездили.
А вот судьбы...
МИХАИ́Л МИХА́ЙЛОВИЧ ГРО́МОВ (1899 г.р., Тверь).
Отец - военврач из дворян, мать - крестьянка. Детство и юность провел в Калуге, Ржеве, а также в г. Бабушкин, ныне находящемся в черте Москвы.
С 1917 - в Красной Армии (с 18 лет)
Чемпион СССР 1923 г. по тяжёлой атлетике.
В 1925 году был участником авиаперелёта Москва — Пекин — Токио.
23 июня 1927 года стал первым советским лётчиком, спасшимся на парашюте из аварийного самолёта.
В 1937 году вместе с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив два мировых авиационных рекорда дальности полёта.
Вместе с прославленной лётчицей В. С. Гризодубовой добился пересмотра дела С. П. Королёва, результатом чего стал перевод Королёва из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.
Много внимания уделял научным вопросам безопасности полётов самолётов, в том числе поддержал инициативу создания Лётно-исследовательского института и в 1941 г. стал его первым начальником.
За годы войны вырос с командира 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт) до генерала-полковника авиации и начальника Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.
В калифорнийском городе Сан-Джасинто действует «Громовский комитет», состоящий из лётчиков и членов семей, встречавших в 1937 году советский экипаж в США. В мэрии Сан-Джасинто на почётном месте установлен портрет Громова.
Умер 22 января 1985 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Герой Советского Союза, медаль «Золотая Звезда», четыре ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, Четыре ордена Красного Знамени, орден Суворова II степени, орден Отечественной войны I степени, Три ордена Красной Звезды, медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медаль «За оборону Москвы», и др.
==============
АНДРЕ́Й БОРИ́СОВИЧ ЮМА́ШЕВ (род. 1902; город Санкт-Петербург).
Родился в семье служащего. Работал землемером.
В Красной Армии с 1918 года (с 16 лет).
Участвовал в разгроме Врангеля и отрядов Н. И. Махно.
В 1925 году сконструировал и построил планёр Ю-1, с которым участвовал в 3-х Всесоюзных планёрных состязаниях в Коктебеле.
В сентябре 1928 года на планёре «Гамаюн» впервые в стране осуществил парение в термическом потоке; установил 2 всесоюзных планёрных рекорда.
В 1936 году установил 3 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на самолёте ТБ-3.
В 1937 году на АНТ-25-1 вместе с Громовым, о котором я уже рассказал, и Данилиным, речь о котором впереди, совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив сразу два мировых авиационных рекорда дальности полёта.
Участник финской (6 боевых вылетов).
В июле-августе 1941 года командовал 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей, принимавшей участие в отражении ночных налётов на Москву.
В августе-декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.
В ходе войны (с 1942 в действующей армии) вырос с командира истребительного авиаполка до командующим ВВС Восточного фронта ПВО, затем Южного фронта ПВО. а с февраля 1945 — начальник Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. Участвовал в подготовке штурма Кёнигсберга и Берлина.
С октября 1946 года генерал-майор авиации А. Б. Юмашев — в запасе.
Жил в Москве, занимался художественным творчеством, в 1946 году был принят в Союз художников СССР (!).
Вместе с художником Р. Р. Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Были проведены пять персональных выставок его работ (в Москве (две), Алупке, Обнинске, Сан-Джасинто).
Умер 20 мая 1988 года.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Герой Советского Союза, два ордена Ленина, пять орденов Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией» и др.
==============
СЕРГЕ́Й АЛЕКСЕЕВИЧ ДАНИ́ЛИН (1901, Москва).
Родился в Москве, детство и юность провел в Химках. В Красной армии с 1919 года (18 лет).
С 1922 года на службе в Научно-испытательном институте ВВС. С 1925 года занимался разработкой методов и средств аэронавигации, в 1929 возглавил отделение оборудования самолётов НИИ ВВС.
Создал первую в стране инструкцию по пилотированию по приборам, в 1935 году написал учебник по аэронавигации.
Участвовал в ряде ответственных дальних перелётов по стране и за рубежом.
В 1931—1935 годах был флаг-штурманом групп тяжёлых самолётов, участвовавших в воздушных парадах над Москвой.
Про беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто и два мировых рекорда я уж писал.
Участвовал в финской.
Изобретатель, предложил идею бортовой РЛС, которая и была разработана и введена уже к 1941 году, а в 1942 году уже использована в боевых действиях Москвой и Сталинградом.
В 1943—1944 — начальник Научно-испытательного института спецслужб ВВС, в 1944—1951 — заместитель начальника Научно-испытательного института ВВС и начальник одного из научных Управлений ВВС.
Один из организаторов штурманской службы в ВВС. В 1951—1953 — помощник Главнокомандующего ВВС по радиотехнической службе. В 1953—1959 — вновь начальник научного Управления ВВС. В 1959—1960 — в научной группе при Главнокомандующем ВВС.
С 1960 года в отставке.
Умер 28 декабря 1978 года.
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Герой Советского Союза, два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Суворова 2-й степени, орден Отечественной войны 1-й степени, два ордена Красной Звезды и др.
==============
ИВА́Н ТИМОФЕ́ЕВИЧ СПИ́РИН (1898, Коломна).
В Красной армии с 1918 года.
После 1920 - в авиации.
В 1925 году совершил первый полёт вне видимости земных ориентиров — по приборам и штурманским расчётам по маршруту Москва — Коломна.
В том же году перелёт из Москвы в Пекин.
В 1927 году Спирин участвует в большом европейском перелёте, а через два года разыскивает в Арктике потерпевших аварию американцев (вы вообще слышали об этой истории?.. Я - нет).
12-15 сентября 1934 года экипаж в составе командира М. М. Громова, инженера А. И. Филина и штурмана И. Т. Спирина на одномоторном самолёте АНТ-25, на борту которого были написаны буквы «РД» (рекорд дальности), совершил трехсуточный беспосадочный перелёт с подмосковного аэродрома на харьковский аэродром.
Это стало удачной попыткой побить мировой рекорд французских пилотов Боссутро и Росси, которые в 1932 году на самолёте «Блерио» покрыли расстояние 10601 километр.
В итоге экипаж установил новый мировой рекорд дальности, покрыв расстояние 12411 километров, и всесоюзный рекорд продолжительности, равный 75 часам.
В 1937 году дважды участвовал в экспедициях на Северный полюс. Именно с его самолета на льдину высадился Папанин с группой.
С 1938 года - начальник факультета авиаштурманов Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, доктор географических наук, профессор.
Участник финской (командовал боевой авиационной группой дальнего действия (140 самолётов) )
С 1941 года командовал авиационной группой ДД по обороне Москвы и обучает пилотов. За время войны школой, руководимой Спириным, было выпущено около 1000 экипажей (до 4000 человек лётного состава различных специальностей).
После войны[1] до апреля 1948 года И. Т. Спирин был начальником Ивановской высшей школы штурманов, затем находился на учёбе на ВАК при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С мая 1949 года начальник специального отделения (с февраля 1950 года — специального факультета) Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, с ноября 1952 года — заместитель начальника штурманского факультета академии.
Пять раз попадал в авиационные катастрофы: горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, хотя ломал ногу, бедро, ключицу, рёбра.
Налетал около 9 000 часов.
Умер 4 ноября 1960 года.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Герой Советского Союза, три ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1 степени, орден Трудового Красного Знамени, два ордена Красной Звезды и др.
==============
Про кого то из них снят фильм? Сериал? Вообще, кто то помнит фамилии? Нет. Про Соньку Золотую Ручку и одесских еврейских бандитов есть сериалы, а про этих ребят нет.
НО БУДЕТ, иначе зачем это все сейчас?!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
Кажется, это просто какие-то фантастические биографии, каждой из которых хватило бы на нескольких человек!!! Ребята вступали в ряды Красной Армии в 16-20 лет. В 16!!!!!! Уму непостижимо! Какой должна была быть осознанность молодых людей!
А все перелеты, каждый из которых - подвиг, а учитывая уровень развития техники того времени в сравнении с современной и отсутствие привычных нам средств мобильной и спутниковой связи - так вообще просто диву даешься... А изобретения!
Конечно, о таких людях нужно писать и снимать кино!!!
Михаил, пусть у Вас получится!!!
Знаете, что меня очень удивляет? Последние лет 20 - уж точно, но Вы имеете бОльшую насмотренность и, конечно, взгляд профессионала в этой области, поэтому, быть может, Вас это стало удивлять еще раньше...
Последние пару десятков лет из военных фильмов напрочь исчезли военные консультанты. А ведь раньше, в черно-белых фильмах, они были! И в титрах писали их звания и имена-фамилии! Т.е. у авторов фильмов БОЛЕЛИ душа и сердце за историческую достоверность представленного зрителям материала. Понятно, что любое художественное произведение - плод фантазии создателя, но какой-то исторической правды (во всём) старались, всё-таки, придерживаться...
Так ведь?
На днях , в юбилей В.Богомолова рассказывали о съёмках нового сериала по его роману " Момент истины" и исполнитель главной роли в предыдущем фильме " В августе 44- го " Е. Миронов , рассказал о том , что снятый в 2001 г , при участии В.Богомолова этот фильм ему ( автору ) не понравился ! И он был категоричен в своей оценке , в плоть до снятия с проката , а все из - за того , что на его взгляд в снятом фильме больше половины было - не соответствие военной действительности , того , что просто не могло быть ! В первых кадрах фильма движется военная колона- автомобили , пе...ЕщёНастоящее , правдивое кино - не будет коммерческим , не будет интересным современным , избалованным спец.эффектами молодым людям , в некоторых случаях , чтобы фильм стал понятен отдельными деталями , необходимо прочесть целую " лекцию " о том времени , об элементарных вещах на войне , которые не ведомы , не понятны современному поколению , а отсюда и не " цепляет " , не интересно .
На днях , в юбилей В.Богомолова рассказывали о съёмках нового сериала по его роману " Момент истины" и исполнитель главной роли в предыдущем фильме " В августе 44- го " Е. Миронов , рассказал о том , что снятый в 2001 г , при участии В.Богомолова этот фильм ему ( автору ) не понравился ! И он был категоричен в своей оценке , в плоть до снятия с проката , а все из - за того , что на его взгляд в снятом фильме больше половины было - не соответствие военной действительности , того , что просто не могло быть ! В первых кадрах фильма движется военная колона- автомобили , пехота ночью , но при полном освещении , а это просто невозможно ! Но сняв этот эпизод по - другому, правильному , режиссёр терял " картинку " , а значит зрелищность кадра .
На сколько фильм понравился зрителям , на столько он не понравился автору романа . Впрочем , по подбору , игре актёров замечаний у него не было , а Е.Миронов , на его взгляд , был настоящим капитаном Алехиным . Запомнились его слова ( приведённые его супругой ) , что фильмы о войне должны снимать люди , прошедшие её.
Перед современными режиссёрами стоит вопрос , как снять правдивое , честное кино о войне , о великом подвиге простого человека , простого солдата , со всей честностью жёсткостью , неприглядностью просто и понятно " посадив его рядом за штурвал самолета , в окоп или с гранатой на танк " и при этом держать все его мысли , чувства и не отпускать , не прибегая к спец.эффектам , злоупотреблении компьютерной графикой и пр. " наворотам " современного кино , даже если рядом будет первоклассный консультант .
Вот и получаем мы военные " кино хиты " - " Т- 34 " , " Девятаев " и пр .
Хотя , что строго судить, вспомните фильм 1934 г " Чапаев " , для миллионов людей , нескольких поколений в памяти и представлении о нем , он таким и остался , и только небольшое количество людей пошло дальше и решило узнать больше о В.И.Чапаеве , Д.А.Фурманове и о гражданской войне .
Как много людей смотрели , знают киноэпопею " Битва за Москву " ?
А ведь он был снят по документальным мемуарам Г.Жукова , в ней практически нет вымышленных персонажей и претензий нет по правдивости и точности , но фильм сложен , нужно " что - то полегче "
Вот такая дилемма по вопросам что снимать и как снимать .
А снимать надо !
К своему стыду , я относительно недавно узнала подробную историю Дмитрия Ивановича Карбышева , крупнейшего советского учёного инженера , автора более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству и военной истории , который провел в плену 4 ! года ! Под постоянным жёстким давлением и пытками, склонявших его к сотрудничеству немцев и его последние слова ...
Память о таких людях должна быть не только на страницах книг , но и в кино , такие люди должны учить мальчишек и девчонок мужеству , стойкости , служению людям , своему делу , Родине .
А наши дети смотрят на фриков в обтягивающих трико заокеанских киноэпопей типа " Супермена " , " Человека - паука " , " Бетмена " и пр. ерунды , в моей истории , у моей страны есть такие герои , без чудо машин , оружия и прочей ерунды , способные совершить подвиг , который всем этим клоуном и не снился .