Москва, начала в начале
60-х секретные поставки новейших истребителей МиГ-21 «Fishbed» (в точном переводе
это означает слой, богатый окаменелыми останками рыб) в Египет и Ирак. Эти самолеты
только-только были запущены в серию. Создатель и командующий ВВС Израиля Дан
Толковский сказал в те годы: «… чтобы победить, нужно знать оружие, которым воюет
противник». Израильские спецслужбы восприняли его слова как руководство к действию и
приступили к разработке операции (кодовое нименование «Пенициллин») по захвату МиГа.
Недавно созданный Институт разведки и специальных задач (МОССАД), собирал подробные
досье на всех пилотов Сирии, Египта и Ирака. Переговоры летчиков во время полетов
прослушивались, записывались, а затем подробно анализировались лингвистами, психоло-
гами и прочими специалистами. Разведка довольно быстро нашла в египетских ВВС лет-
чика (выходца из Йемена) недовольного помощью которую оказывал Египет официальному
Йемену в борьбе с повстанцами и согласившегося угнать самолет. Им был капитан Махмуд
Аббас Хилми с авиабазы Эль-Ариш. Утром 19 января 1964г. он посадил самолет на базе
ВВС Хацор, но это оказался старый, поршневой Як-11. Обещанных денег египетский лет-
чик не получил, но ему помогли изменить внешность и отправили в Аргентину. Позднее
египетские контрразведчики все же нашли его, вывезли и казнили. Годом позже была
предпринята еще одна попытка, но в последний момент летчик отказался угонять самолет.
Следующим кандидатом на вербовку стал иракский летчик командир эскадрильи капитан
Мунир Редфи (немусульманин). В свои 23 года он считался лучшим пилотом Ирака.
Летать он учился и в США, и в СССР, освоив несколько типов боевых самолетов, в том
числе и МиГ-21. История его вербовки до сих пор не раскрыта. Мунир Редфи согласился
на угон самолета, при условии, что его семью и всех родственников вывезут из Ирака.
Он был тайно доставлен в Израиль (через Париж) на авиабазу Хацор для обсуждения де-
талей перелета (его встретил сам командующий ВВС Мордехай Ход). Летчику предстояло
пролететь около 900км. над территорией Ирака, Иордании, Израиля. За 25 минут полета
он мог быть сбит иранскими, иорданскими или израильскими средствами ПВО (секретность
операции не позволяла заранее предупредить службу ПВО). С командиром авиабазы пол-
ковником Шломо Барекетом иракский летчик прошел отрезок маршрута над Израилем. Для
обеспечения эвакуации родственников летчика было заслано пять оперативных групп.
Семью Мунира Редфи отправили в Лондон, якобы для срочного лечения сына. Все и всё
было готово, но советские военные специалисты, предвидя возможность попыток угона,
заполняли баки горючим достаточным только на короткий тренировочный полет. Лишь 14
августа к самолету подвесили дополнительный бак для длительного полета. Мунир набрал
высоту и тут почувствовал в кабине запах едкого дыма (на земле было обнаружено замы-
кание электроцепи). Пришлось идти на посадку. На следующий день Мунир Редфи под-
нялся с аэродрома в 7.30 утра и взял курс на восток. Затем, прижавшись к самой
земле, повернул на Израиль. Служба ПВО не смогла засечь нарушителя на столь низкой
высоте. Над Израилем его уже ждал «Мираж» сопровождения и в 7.55 угнанный МиГ при-
землился на авиабазе в Хацоре.
Советское руководство потребовало вернуть самолет. Израильтяне отказали, но
Нет комментариев