Какой была природа этого Библейского явления? Люди говорили на известных иностранных языках и диалектах? Или они говорили неизвестными экстатическими выражениями? Или же они говорили и на действительных языках, и экстатическими выражениями?
Основой для любой дисциплины служит изучение применений и значений соответствующих слов. Такое изучение особенно важно для понимания Библейского явления говорения на языках.
Ключевое слово здесь – «глосса», служащее основой нескольких специальных терминов, относящихся к языку. Иногда говорение на языках называется «глоссолалия» («языкоговорение», сочетание слов «язык» и «говорить»).
Случаи употребления
Греческое слово «глосса» встречается пятьдесят раз в Новом Завете. Оно используется пятнадцать раз для обозначения языка, физического органа в полости рта (например, Марк 7:33, 35). Оно используется один раз для обозначения языка промежуточного тела, которое человек имеет между смертью и воскресением (Лук. 16:24). Оно используется образно для обозначения разделяющихся языков, как бы огненных (Деян. 2:3), и оно используется один раз в отношении говорения слов в отличие от выполнения дел (1 Иоан. 3:18).
Книга Откровение семь раз использует слово «глосса» в связи с народами, странами и множествами людей, чтобы описать национальные группы, которые обозначены способностью говорить на иностранных языках (например, Откр. 5:9). Двадцать пять раз слово «глосса» описывает явление говорения на языках (например, Марк 16:17; Деян. 2:4-11; 1 Кор. 12:10, дважды).
Таким образом, Библейские писатели использовали слово «глосса» для обозначения шести отдельных понятий. И все же они связаны, поскольку все имеют дело, в сущности, с темой речи, включая её орган, действие, содержание, язык и результаты.
Фразы
Нет никакого устойчивого образца использования слова «глосса» для описания данного явления. Оно присутствует в девяти различных греческих конструкциях. Один раз оно передано, как говорение «новыми языками» (Марк 16:17). Оно также названо говорением на «иных языках» (Деян. 2:4). Один раз оно появляется, как существительное множественного числа с определенным артиклем (буквально, «языки» – 1 Кор. 14:22), а два раза это существительное во множественном числе без определенного артикля (буквально, «языки» 12:10; 13:8). Это слово также используется, чтобы указать на «разные (или разнообразные) языки» (12:10, 28).
Наиболее часто оно используется во множественном числе с глаголом «лалео» (говорить): «говорить на иных языках», «говорящих нашими языками» (Деян. 2:4, 11). Оно также используется в единственном числе с «лалео» и передается, как говорить «на языке» (1 Кор. 14:2, 4, 13, 19, 27). Один раз оно используется с глаголом «молиться» («молюсь на языке», 14:14)
и один раз во фразе «есть язык» (14:26).
БИБЛЕЙСКИЕ ОПИСАНИЯ ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ
Деяния 2:1-11
Когда Святой Дух исполнил учеников в День Пятидесятницы, они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Что это были за «иные языки»? Слушатели, которые были набожными евреями «из всякого народа под небом», были в смятении, потому что «каждый [набожный еврей] слышал их [апостолов] говорящих его наречием». Греческое слово для обозначения языка – это «диалектос», от которого произошло слово «диалект».
Множество неспасенных изумлялись этим явлением и спрашивали: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие [«диалектос»], в котором родились». Позже они сказали: «Слышим их нашими языками [«глосса»] говорящих о великих делах Божиих».
Таким образом, данный отрывок дважды использует слово «глосса» (2:4, 11) и дважды слово «диалектос» (2:6, 8) для обозначения того, чем говорили. Лука, автор Деяний, использовал оба термина, чтобы описать данное явление (2:4, 6), и множество людей, в их цитируемых словах, также использовали оба термина для описания того, что они слышали (2:8, 11). Свидетельство ясное: Святой Дух дал возможность апостолам из Галилеи говорить на иностранных языках и диалектах. Они не говорили неизвестными экстатическими выражениями.
Фактически, Лука перечислил страны, из которых прибыло множество людей: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне» (2:9-11). Не может быть никаких сомнений, что апостолы говорили именно на тех иностранных языках и диалектах, на которых разговаривали в этих географических регионах.
Деяния 10:44-48
Петр евангелизировал римского сотника Корнилия, его семью и друзей. Когда они поверили в Христа для прощения грехов, Святой Дух сошел на них (10:43-44). Спутники Петра были поражены, что Бог спас язычников и дал им Святого Духа (10:45).
Внешним свидетельством того, что Корнилий и его окружение получили Святого Духа, было явление говорения на языках. «Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (10:46). Эта «глоссолалия», как и в День Пятидесятницы, была на иностранных языках, как удостоверено тремя фактами.
Во-первых, для описания данного явления Лука использовал те же самые слова, как и в предыдущем повествовании (2:4, 11;
10:46). Естественное впечатление, производимое на читателей обоими описаниями, – это то, что произошло то же самое явление.
Во-вторых, как Петр и его спутники могли знать, что Корнилий и его домашние величали Бога, если бы не могли понять, что те говорили?
В-третьих, в своем отчете Иерусалимской церкви Петр сказал, что язычники получили «такой же дар» и что Дух сошел на них, «как и на нас вначале» (11:15, 17). Эта ссылка на День Пятидесятницы касается не только факта получения Духа, но также и природы говорения на иностранных языках.
Деяния 19:1-7
В своем третьем миссионерском путешествии Павел привел двенадцать учеников Иоанна Крестителя к вере в Христа. После того как он крестил их и возложил на них руки, «нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (19:6). Так как Лука для описания данного явления снова использовал те же самые греческие слова, как в предыдущих двух повествованиях, то эти двенадцать, должно быть, говорили на известных языках. Нет никакого указания, что они говорили экстатическими выражениями.
1 Коринфянам 12–14
Много защитников языкоговорения признают, что говорение в книге Деяний было на иностранных языках. Однако они также утверждают, что говорение на языках 1-ом Послании к Коринфянам допускает говорение как неизвестными экстатическими выражениями, так и на иностранных языках. Я не согласен с их позицией. Пристальное изучение Деяний и 1 Коринфянам показывает, что говорение на языках было, в сущности, той же самой Богом данной способностью говорить на известном иностранном языке. В 1 Коринфянам 12–14 необходимо отметить восемь фактов.
1. Павел определял дар, как «разные языки» (12:10; 12:28).
Слово «разные» (разнообразные) – это перевод с греческого слова «гене», которое может относиться к семье, роду, расе, нации, виду, типу или классу. Оно всегда описывает то, что связано друг с другом. Например, есть много «видов» рыбы, но все они рыба (Матф. 13:47). Есть несколько «видов» демонов, но все они демоны (17:21). Таким образом, в мире есть много «видов» языков или наречий, но все они известные языки. Все эти языки связаны в том, что имеют определенный словарь и грамматическое строение. Павел никак не мог объединить известные иностранные языки с неизвестными экстатическими выражениями в той же самой классификации. Они просто не связаны.
2. Павел всегда соединял дар языков с даром истолкования (греч. «херменеиа») языков (1 Кор. 12:10; 14:26, 28). В отрывках, не связанных с духовными дарами, это слово указывает на разъяснение Ветхозаветного Священного Писания (Лук. 24:27) или на перевод с одного известного иностранного языка на другой (Иоан. 1:39, 43; 9:7; Евр. 7:2). В обоих случаях это была попытка ясно дать понять через перевод или объяснение, что было сказано на известном языке. Эти использования должны управлять значением дара истолкования. Истолкование говорения на языках было необходимым для разъяснения того, что говорилось слушателям.
3. Павел писал о гипотетической ситуации: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Некоторые используют этот стих, чтобы разделить явление языков на известные земные языки («человеческие») и неизвестные небесные языки («ангельские»). Однако существительное «языками» используется только один раз со словами «человеческими» и «ангельскими». Этот грамматический факт показывает, что человеческие и ангельские языки можно сгруппировать вместе. Они имеют что-то общее. И это, и то – языки, известные и понятые. Всякий раз, когда в Библейские времена люди и ангелы разговаривали друг с другом, они внятно беседовали на известных языках, не нуждаясь в чьем-либо истолковании.
4. Вставка в текст слова «незнакомом» весьма неудачна (1 Кор. 14:2, 4, 13, 14, 19, 27). Этого прилагательного нет в греческом тексте, но оно вставлено в квадратных скобках в русском Синодальном переводе и написано курсивом в английском переводе короля Иакова. Переводчики, очевидно, добавили это объяснительное слово, потому что думали, что явление коринфских языков было неизвестными экстатическими выражениями. Присутствие слова «незнакомом» в квадратных скобках передает это неправильное впечатление. Это не должно использоваться как аргумент в пользу позиции экстатических выражений.
5. Павел писал: «Ибо кто говорит на [каком-либо] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (14:2). В этом случае Павел говорил, что никто из присутствующих в служении не мог понять речи говорящего на языках. Зная, какие присутствовали языковые группы, Бог побуждал человека говорить на некоем иностранном языке, который не был представлен в данном церковном собрании. Таким образом, когда в служении поместной церкви использовался дар языков, всегда был необходим дар истолкования.
6. Павел цитировал из пророка Исаии (14:21; Ис. 28:11-12). Это пророчество касалось того времени, когда в Израиль и Иудею вторглись ассирийцы (4 Цар. 17–18). Ассирийцы говорили с неверующими евреями на ассирийском языке и на еврейском. Так как «иные языки» были определенно известными иностранными языками (1 Кор. 14:21), то «языки» как знамение для неверующих, вероятно, также были известными иностранными языками (14:22).
7. Лука написал Деяния приблизительно в 60 г. Р.Х. после того, как Павел составил 1 Коринфянам в 57 г. Р.Х. Лука был сотрудником Павла. Он, несомненно, слышал наставления Павла и читал письма апостола, включая 1 Коринфянам. В Деяниях 2, 10 и 19 Лука использовал те же самые термины («глосса», язык, и «лалео», говорить), которые использовал Павел для описания этого явления. Поэтому, так как в описанных в Деяниях событиях говорили на иностранных языках, в Коринфе также должны были говорить на иностранных языках. В противном случае Лука должен был использовать другие термины для описания этого явления.
8. Говорение на невыученных иностранных языках представляло собой Божественное чудо. Говорение на тарабарщине или неизвестными звуками могли легко выполнить либо христиане, либо неспасенные люди. Фактически, один студент, который когда-то был глубоко вовлечен в пятидесятничество, произносил в моем присутствии неизвестные выражения. Я попросил его продемонстрировать это, и он снова и снова повторял несколько слогов. Он свидетельствовал, что многие годы учился языкоговорению и развивал его. Однако глоссолалия в Библии была чудом, которое люди не могли скопировать.
ЦЕЛИ ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ С ПОЗИЦИИ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ И ХАРИЗМАТОВ
Почему в Библейские времена люди говорили на языках?
Принимаются ли те же самые цели современными защитниками языкоговорения? Если нет, то, какие цели языков в современном пятидесятническом и харизматическом движении? В этих двух группах есть различия во мнениях относительно целей языкоговорения. Некоторые из них крупные, тогда как большинство незначительные. Однако существует общее согласие в трех ключевых целях.
Знамение крещения Святым Духом
Взгляд пятидесятников представляет говорение на языках, как знамение того, что человек получил крещение Святым Духом.
Дэвид дю Плессис утверждал, что пятидесятническое движение учит, что «все христиане должны получить крещение в Святом Духе, как это было в День Пятидесятницы, согласно Деяниям 2:4, со свидетельством говорения иными языками, как Дух дает провещевать».
В харизматических кругах есть некоторые дебаты, служит говорение на языках знамением или просто признаком крещения в Святом Духе. Лоренс Кристенсон (Christenson), лютеранский харизмат, написал: «Многие люди получили крещение Святым Духом, как определенный опыт и определенную реальность. В их жизни и служении есть безошибочное свидетельство увеличения силы и эффективности. Тем не менее, они не говорили на языках». Кристенсон все же считает, что говорение на языках – это нормативное знамение, а верующие имели бы больше силы, если бы действительно говорили на языках.
Верно ли то, что крещение в Святом Духе, доказательством которого есть способность говорить на языках, дает большую харизматическую силу в использовании духовных даров? Я считаю, что ответ отрицательный по трем причинам.
Во-первых, как было доказано выше, крещение в Святом Духе – это не опыт после обращения, который верующим нужно искать. Напротив, оно происходит во время обращения и помещает верующего в Тело Христово.
Во-вторых, говорящие на языках сегодня не говорят на иностранных языках и наречиях как выражении подлинной природы этого Библейского явления (кроме нескольких редких случаев, когда человек, возможно, имел некоторое предыдущее знакомство с иностранным языком).
В-третьих, нет никакого доказательства из опыта говорящих на языках, что они более эффективны в служении, чем те, кто не говорит на языках.
Созидание церкви
И пятидесятники, и харизматы обычно проводят различие между знамением говорения на языках и даром говорения на языках. Как знамение крещения в Святом Духе, говорение на языках, в сущности, происходит однажды в жизни верующего, как в книге Деяний. Но 1 Коринфянам указывает на дар языкоговорения, духовный дар только для некоторых верующих.
Я согласен с их богословами, что цели говорения на языках в Деяниях и 1 Коринфянам отличаются, но я не согласен в отношении точной природы этих целей. В действительной практике их общин эти различия размыты. Дар должен был осуществляться по одному, максимум по три, и всегда должен был сопровождаться истолкованием (1 Кор. 14:27). Но в фактической практике сегодня эти ограничения постоянно нарушаются. Кроме того, как отмечалось ранее, люди, которые утверждают, что у них дар языков, не говорят на иностранных языках.
Личная молитва
В харизматическом движении молитвенное языкоговорение для созидания самого себя появилось как преобладающая цель.
Кристенсон написал: «Каждый говорит на языках, главным образом, в своем уединенном поклонении Богу. Это, безусловно, их самое важное использование и ценность». Такое языкоговорение, согласно харизматам, может совершаться в общем собрании или в уединении и никогда не нуждается в истолковании. Согласно этому взгляду, все крещенные в Святом Духе могут говорить, петь или молиться на языках в любое время, которое выбирают. Харизматы говорят, что каждый из них имеет свой собственный «молитвенный язык», ряд звуков, которые они могут произносить без понимания. Кристенсон добавил: «Хотя человек не знает, о чем он говорит, когда говорит на языках, он действительно имеет ясное понятие, что молится Богу».
По моему мнению, харизматы произвольно создали различие между даром языков для церковного назидания и молитвенным использованием языков для индивидуального назидания. Этого различия нет в 1 Коринфянам 12–14. Использование харизматами уединенного говорения для вызывания состояния духовного восторга (эйфории) очень близко приближается к использованию мантр, которые вводят в состояние транса через трансцендентальную медитацию. Это может даже открыть верующего для мира духов обольщения.
Мы, как верующие, должны молиться и поклоняться Богу всем своим существом: телом, душой, духом, разумом, чувствами, волей и сознанием. Молиться без понимания – это не по Библии.
ЦЕЛИ ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ С ПОЗИЦИИ ДИСПЕНСАЦИОНАЛИСТОВ
Знамение пришествия Святого Духа
Апостолы говорили языками, когда их исполнил Святой Дух, как и обещал Иисус Христос (например, Иоан. 7:38-39; Деян. 1:58). Корнилий, его семья и друзья говорили на языках, когда Дух сошел на них, когда они уверовали в Христа (l0:43-46).
Двенадцать учеников Иоанна Крестителя говорили на языках, когда Павел возложил на них руки (19:17).
В этих трех исторических событиях Бог представил Святого Духа трем отличающимся группам людей: апостолам, которые были евреями; язычникам; и двенадцати ученикам Иоанна Крестителя, которые были Ветхозаветными святыми. Во всех других случаях, когда люди принимали Христа как своего Спасителя, они получали пребывание Святого Духа без говорения на языках.
Знамение для Израиля
Павел написал: «Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14:22). В контексте духовных даров дар языков был знамением для неверующих евреев (14:21), знамением того, что Бог будет судить их за неверие. Бог наказал евреев, когда Израиль завоевали ассирийцы (722 г. до Р.Х); и в дальнейшем Бог наказал Израиль разрушением Иерусалима римлянами (70 г. Р.Х.). Таким образом, цель дара знамения говорения на языках прекратилась с римским завоеванием.
Канал для Божественного откровения
«Ибо кто говорит на [каком-либо] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор. 14:2). Библейская тайна была Божественной истиной, которая была неизвестной в прошлых веках, но была открыта в эру Нового Завета. Природа вселенской Церкви и Восхищение Церкви были тайнами, открытыми Павлу (15:51-58; Ефес. 3:1-6). В ранней христианской церкви Бог позволил горящим на языках славить Бога за новую явленную истину. Затем эта тайна стала ясной, когда верующий с даром истолкования давал перевод с иностранного языка. Эта тайна, теперь явленная, стала частью установления веры.
Назидание церкви
Все духовные дары давались для того, чтобы вся Церковь была созидаема через использование их в поместной церкви (1 Кор. 12:7; 14:26). Когда человек говорил на языках, он в этот момент созидался сам (14:4). Однако эта ценность не была Богом предназначенной целью. Для того чтобы церковь получила назидание, нужно было дать истолкование (14:5).
УРОКИ ДЛЯ НАС
Во-первых, мы должны принимать чудесную природу Библейского явления говорения на языках. Мы должны понимать, что Бог дал верующим говорение на иностранных языках для Богом предназначенных целей.
Во-вторых, мы должны также признавать, что Бог мог бы сегодня дать верующим возможность говорить на языках. Мы не должны ограничивать Его всевластную силу. В то же самое время, мы должны стремиться понимать Его нормирующую цель для верующих в век Церкви сегодня.
В-третьих, мы должны оценивать все личные свидетельства тех, кто говорит на языках, в свете Священного Писания. Мы должны определять, происходит ли это от них самих, от сатаны или от Духа Божьего. Мы должны определять, действительно ли те, кто об этом заявляет, говорили на иностранных языках и наречиях.
В-четвертых, мы должны развивать духовную жизненность в нашем личном служении молитвы и хвалы. Мы должны становиться примерами производимого Духом энтузиазма. С нашей стороны будет неправильно критиковать других за ошибочную чрезмерность, если мы не растем в собственной молитвенной жизни.
В-пятых, мы должны служить в любви, когда стремимся созидать других. Мы должны соединить характер с поведением.
Вся слава Христу
1 КОРИНФЯНАМ 14:21-26
Зачем были языки? Какой была цель этого дара? Место в Новом Завете, которое ясно указывает на цель языков – это 1 Коринфянам 14:22. «Итак языки суть знамение». Предлог (ейс), переведенный «для», обозначает здесь цель. Этот стих вводится словом «итак» (хосте), которое означает «по этой причине, следовательно». Объяснение Павла в стихе 22 относительно цели языков – это фактически вывод на основании его слов в стихе 21. Следовательно, ключ к пониманию цели языков должен находиться в 1 Коринфянам 14:21. Стих 21 начинается с таких важных слов: «В законе написано…».
В стихе 21 Павел цитировал отрывок из Ветхого Завета, Исаии 28:11-12. Павел знал, что ключ к пониманию Библейской цели языков находится «в законе», то есть в Писаниях Ветхого Завета.
Что Ветхий Завет учит о языках? В чем было значение и цель языков в Ветхозаветные времена? Когда говорили на иностранных языках, что это значило? Ключ, который откроет цель и значение дара языков, находится «в законе».
Исаия 28 – это не единственный отрывок в Ветхом Завете, где говорится о значении иностранных языков. Несколько таких отрывков вместе устанавливают очень отрезвляющий Библейский принцип, который неоднократно был явлен в истории. Чтобы открыть значение языков в Ветхом Завете, следует рассмотреть следующие важные отрывки: Быт. 11, Втор. 28, Иер. 5, Ис. 28 (цитируется Павлом в 1 Кор. 14:21) и Исаии 33.
В ходе подробного исследования этих отрывков призываем читателя увидеть повторяющийся снова и снова образец, а также определенную последовательность. Этот трагический образец просто можно выразить следующим образом:
• Бог имеет весть для людей.
• Люди отказываются слушать Бога.
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
• За этим следует рассеивание.
БЫТИЕ 11
В этой важной главе, описывающей суд над Вавилоном, впервые упоминаются языки. До Бытия 11 языки (множ. число) не существовали! Существовал только один язык по всей населенной земле: «На всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11:1). Впервые в истории иностранные языки появились в Бытие 11.
• Бог имеет весть для людей.
После великого потопа в книге Бытие Бог дал Ною и его сыновьям такое простое повеление: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9:1; сравн. Быт. 9:7). Как же ответили потомки Ноя на это Божье повеление?
• Люди отказываются слушать Бога.
Вместо того чтобы, по повелению Бога, наполнять землю, люди отказались повиноваться. В своем противлении Слову Бога и Божьей воле они решили построить огромную башню и сделать себе имя, «прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4).
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
Впервые в истории люди стали говорить на иностранных языках: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:7). На непослушных и безбожных людей пал Божий суд.
• За этим следует рассеивание.
«И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город» (Быт. 11:8).
ВТОРОЗАКОНИЕ 28
Господь сообщил Свою волю народу Израильскому, дав людям Свой святой закон. Бог поставил перед ними благословение и проклятие: благословение, если будут исполнять заповеди Господа, и проклятие, если не будут повиноваться (Втор. 11:26-28). Благословения и проклятия, которые придут к народу, ясно перечислены во Второзаконии 28.
• Бог имеет весть для людей.
«Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего» (Втор. 28:1).
• Люди отказываются слушать Бога.
«Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15).
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
Одно из проклятий, которое Господь обещал послать на непослушных людей, было ужасное вторжение народазавоевателя. Когда иностранцы будут приближаться, Израиль будет слышать чужые языки врага. «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь» (Втор. 28:49).
• За этим следует рассеивание.
«И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души» (Втор. 28:64-65).
ИЕРЕМИИ 5
• Бог имеет весть для людей.
Через пророка Иеремию Господь умолял Свой народ Израиль, чтобы люди отвернулись от своих злых путей и обратились к Господу Богу своему: «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись» (Иер. 4:1; сравн. Матф. 11:28). Бог так много сделает, если люди просто обратятся к Нему (Пс. 80:8-16)!
• Люди отказываются слушать Бога.
«О, Господи! очи Твои не к истине ли [обращены]? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться» (Иер. 5:3).
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
Когда люди отказываются приходить к Богу, неизбежно должен последовать суд. Терпение и долготерпение Бога должно однажды окончиться. Если Израиль не отвечает на предостережения Иеремии, тогда Бог говорит с народом так, что он этого никогда не забудет. Хотя люди не могли понимать чужих языков своих захватчиков, весть их мечей будет помниться долго. «Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит» (Иер. 5:15).
• За этим следует рассеивание.
«И если вы скажете: „за что Господь, Бог наш, делает нам все это?”, то отвечай: так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим в земле не вашей» (Иер. 5:19). Для Израиля нахождение в обетованной земле было знаком Божьего благословения. Находиться вне земли, в рассеянии и гонении, было верным указанием, что люди были под Божьим проклятием.
ИСАИИ 28
В этом важном обсуждении о цели дара языков (1 Кор. 14:2122) Ап. Павел цитирует Исаии 28:11-12 как свидетельство того, что языки были даны как знамение «для неверующих».
Надлежащее понимание этого важного Ветхозаветного отрывка весьма важно в выяснении Библейской цели языков. В Исаии 28:9-10 нечестивые иудеи явно насмехались над вестью Божьего пророка, Исаии. Они выражали возмущение его детскими методами обучения! Они спрашивали: «Он относится к нам, уважаемым вельможам, священникам и пророкам, как к младенцам, только что отнятым от груди. Он пичкает нас этими монотонными жалкими проповедями, которые пригодны лишь для детской аудитории. И это он называет своим посланием?»
Весть Исаии была ясной, простой, даже однообразной! Строка за строкой, строка за строкой… Грех влечет за собой суд, грех влечет за собой суд… Обратитесь к Богу, обратитесь к Богу… Исаия использовал китайский прием пытки водой в учении: капкап-кап… грех, грех, грех… суд, суд, суд… покайтесь, покайтесь, покайтесь… Поэтому неудивительно, что его слушатели начали говорить: «Кто мы, по-твоему, Исаия?
Младенцы? Как ты думаешь, кому ты читаешь лекции? Твои повторяющиеся проповеди годятся для маленьких детей: «Сав ласав сав ласав, кав лакав кав лакав кав лакав, зе’ер шам зе’ер шам» (см. евр. текст)». Эти неверующие иудеи отвергали Божью весть; они отвергали Божьего вестника и учительские методы Божьего вестника.
Господь ответил на их неверующие издевки имитацией их насмешек и посланием непонятного языка иностранного захватчика (стих 11). Бог сначала проговорил к ним через ясную и простую весть Исаии. Сейчас Он будет говорить через наказание их иностранным языком. Он проговорит к ним лепечущими устами и на другом (ином, чужом, иностранном) языке (сравн. Деян. 2:4 и 1 Кор. 14:21 – «иные языки»).
Эти люди закрыли свои уши и отвергли провозглашение небесной вести. Тогда Бог стал обращаться к этим людям через варварский народ. Ассирийский язык, который в скором времени окружал израильтян, должен был звучать для них подобно детскому лепетанию. Это был намного менее культурный язык, чем еврейский, и он имел только три основных гласных звука: «а», «и», «у». Поскольку люди не слушали слов утешения на своем родном языке, им приходилось слушать грубую речь врага.
Бог милостиво давал народу покой, который обретается в Нем (сравн. Матф. 11:28; Ис. 30:15-17; Пс. 80:8-16), но люди отказывались слушать. Божье чудесное обещание утешения и покоя было трагическим образом отвергнуто. Израильтян донимали и утомляли повторяющиеся утверждения Исаии о том, что грех разрастался, суд приближался, а обращение к Богу было единственным ответом.
Наконец, в стихах 11-13, Исаия говорит этим насмешникам, что Бог обязательно будет говорить с этим народом. В этот раз Его весть придет не через Исаию, а через иностранный язык.
Когда враг войдет в их пределы, убивая многих и забирая остальных в плен, народ начнет получать весть! И снова повторяется этот ужасный образец:
• Бог имеет весть для людей.
«Им говорили: „вот – покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение» (Ис. 28:12).
• Люди отказываются слушать Бога.
«Но они не хотели слушать» (Ис. 28:12).
• Бог делает так, что слышатся языки как знамение суда.
«За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу» (Ис. 28:11).
• За этим следует рассеивание.
«Так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены» (Ис. 28:13).
ИСАИИ 33
Для народа Израильского иностранный язык был знамением Божьего суда и проклятия на людей. Точно так же отсутствие иностранных языков – это знак того, что народ пребывает под Божьим благословением. В Исаии 33:17 Израилю дано удивительное обетование о будущем тысячелетнем царстве: «Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную». Определенно, в век Царства Израиль будет наслаждаться обильными Божьими благословениями! Люди больше не будут под Божьим проклятием. К ним никогда больше не вторгнутся иностранные народы. Они будут обитать безопасно и надежно в земле обетования, под защитой Самого Царя. Итак, отсутствие иностранных языков будет знамением Божьего обильного благословения на народ. «Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным» (Ис. 33:19).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 49