Что такое аккредитация и зачем она нужна?
С 2021 года все медицинские и фармацевтические работники должны один раз в пять лет проходить аккредитацию — это главное условие, при котором специалист допускается к профессиональной деятельности. Окончившие медицинские и фармацевтические вузы выпускники, в том числе те, кто получил базовое высшее образование в зарубежных учебных заведениях, проходят первичную аккредитацию. Завершившие обучение в ординатуре, в том числе в иностранных вузах, на курсах профессиональной переподготовки, не имеющие стажа работы на должностях медработников или при перерыве в профессиональной деятельности больше пяти лет, — первичную специализированную. Все остальные — периодическую. При положительном итоге прохождения процедуры специалисту выдадут свидетельство, подтверждающее его право практиковать.
Основной документ, определяющий порядок процедуры всех видов аккредитации, — приказ Минздрава России № 709н от 28.10.2022 года. Документ вступил в силу с 1 января 2023 года и действует до 1 января 2029 года.
Как действовать
С 1 января 2023 года заявления на аккредитацию мед- и фармработники подают только через личный кабинет в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР), кроме случаев, когда сведений о специалисте там нет (личный кабинет сотруднику создает работодатель). То же касается портфолио (отчета о проделанной работе, который заверяет руководитель медорганизации) — их принимают только в электронном виде.
Отправка пакета документов почтой или курьерским отправлением возможна только для тех, у кого нет личного кабинета в ФРМР.
Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ) рекомендует подавать заявление на периодическую аккредитацию минимум за три месяца до окончания срока действия сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации во избежание отстранения от работы. Если в процессе подтверждения аккредитации возникнут незапланированная задержка, администрации медорганизации не придется отстранять специалиста от работы, например, отправлять его в неоплачиваемый отпуск (по закону работник с просроченным/неактуальным свидетельством об аккредитации не имеет права оказывать медицинскую помощь, это расценивается как грубое нарушение лицензионных требований).
Чтобы успешно пройти периодическую аккредитацию нужно иметь трудовой стаж; пройти обучение по программам повышения квалификации в объеме не менее 144 часов по аккредитуемой специальности и подготовить пакет документов. Чтобы обновить несколько сертификатов, нужен стаж работы по каждой специальности. Подтвердить его можно выпиской из трудовой книжки или сведениями о трудовой деятельности (при наличии) или копиями иных документов. Справки из МФЦ или Пенсионного фонда РФ с 1 января 2024 года не принимаются. При этом важно, чтобы стаж и специальность в сертификате соответствовали квалификационным требованиям.
В отличие от первичной и первичной специализированной аккредитации, при которой соискатели проходят тестирование, периодическая аккредитация проводится в один этап — оценивают только портфолио.
Какие нужны документы
Актуальный список документов для подачи на периодическую аккредитации через ФРМР (кроме случаев, когда специалист имеет квалификационную категорию, присвоенную в текущем году или году, предшествующем году подачи документов):
заявление о допуске к периодической аккредитации специалиста. В нем в том числе должны быть сведения о документе, удостоверяющем личность; о сертификате специалиста или прохождении аккредитации специалиста (для лиц с немедицинским образованием — при наличии); о документах об образовании и квалификации; о документах, подтверждающих присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования — профессиональной переподготовки (при наличии); о документах о квалификации, подтверждающих повышение квалификации за отчетный период; сведения о трудовой деятельности;
страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС);
портфолио (п. 103 Положения об аккредитации специалистов) за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации по соответствующей специальности. Портфолио формируется с использованием ФРМР. При этом суммарный объем освоения программ повышения квалификации не должен быть меньше 144 часов. Отчет о профессиональной деятельности согласовывает руководитель медорганизации (либо дает мотивированный отказ), руководителям отчет согласовывает учредитель;
в случае изменения фамилии, имени, отчества копия документа, подтверждающего этот факт;
копия трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности (при наличии), или копии иных документов, подтверждающих наличие стажа медицинской или фармацевтической деятельности, предусмотренных законодательством РФ о военной и иной приравненной к ней службе (при наличии). Важное уточнение: копия трудовой книжки должна быть надлежащим образом заверена в отделе кадров медорганизации и иметь пометку: «работает по настоящее время». Альтернатива — выписка из электронной трудовой книжки (по форме СТД-Р у работодателя или на портале Госуслуг), где указаны сведения о должности по аккредитуемой специальности. Срок действия справок и заверенных документов — 30 дней.
Перед отправкой документов рекомендуется проверить корректность указанных личных данных, номеров телефонов и информацию об образовании (если данных в образовательной части портфолио нет или они введены с ошибками, обратиться в отдел кадров работодателя и/или сделать сканкопию и прикрепить при подаче заявления: диплом о среднем или высшем образовании; диплом об окончании ординатуры/интернатуры (при наличии); диплом о профессиональной переподготовке (при наличии); сертификат специалиста или сведения об аккредитации по заявленной специальности (для специалистов с высшим немедицинским образованием — при наличии).
При отправке пакета документов почтой (в случае, если сведения об специалисте отсутствуют в ФРМР):
заявление о допуске к периодической аккредитации специалиста;
портфолио, которое включает: отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого, содержащий результаты работы в соответствии с выполняемой трудовой функцией за отчетный период; сведения об освоении программ повышения квалификации (не менее 144 часов) либо об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов — сведения об освоении программ повышения квалификации;
СНИЛС;
в случае изменения фамилии, имени, отчества копия документа, подтверждающего этот факт;
копия сертификата специалиста (в случае отсутствия действующей аккредитации специалиста по данной специальности);
копии документов об образовании и квалификации;
копии документов о квалификации, подтверждающих присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования — профессиональной переподготовки (при наличии);
копии документов о квалификации, подтверждающих повышение квалификации за отчетный период;
копия трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности (при наличии), или копии иных документов, подтверждающих наличие стажа медицинской или фармацевтической деятельности, предусмотренные законодательством РФ о военной и иной приравненной к ней службе (при наличии).
Что делать дальше?
После отправки через портал ФРМР или по электронной почте, указанной в заявлении, аккредитуемому придет уведомление. Далее аккредитационные центры проверяют комплектность документов и достоверность указанных в них сведений. Затем они будут рассмотрены Центральной аккредитационной комиссией (ЦАК) или переданы в аккредитационную комиссию субъекта.
Как правило, заседания ЦАК проводятся в раз в месяц. Отслеживать статус заявления можно в личном кабинете в ФРМР. В прошлом году мобильное приложение «Личный кабинет медицинского работника» в ФРМР появилось на платформах App Store и Google Play. Через него тоже можно загружать портфолио и отслеживать статус документов.
Если статус заявления на периодическую аккредитацию специалиста, поданного через личный кабинет в ФРМР, не меняется больше 14 дней, необходимо обращаться в контакт-центр ФАЦ по номеру +7 (495) 134-02-42 или направлять обращение в техническую поддержу на электронный адрес info@fca.rmapo.ru (для специалистов с высшим медицинским, высшим и средним фармацевтическим образованием, а также иным высшим образованием) или akkred@fgou-vunmc.ru (для специалистов со средним медобразованием) с темой письма «Уточнить статус заявления» и указанием ФИО, номера СНИЛС и специальности/должности, по которой сформировано заявление.
Результат
Результатом успешно пройденной аккредитации станет запись в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), в личный кабинет работника в ФРМР придет уведомление. При необходимости можно запросить выписку на портале госуслуг, но фактически для работы никаких документов в бумажном виде не нужно.
Если специалист не аккредитован, комиссия должна назвать причину и можно будет подать апелляцию. Сделать это нужно в течение двух рабочих дней с момента публикации протокола ЦАК на сайте ФАЦ. Аккредитуемый вправе присутствовать при рассмотрении апелляции очно или дистанционно. Апелляционная комиссия либо ее удовлетворит, либо примет решение об отказе и разъяснит причину. В этом случае она даст рекомендации по дальнейшим действиям, необходимым для повторного прохождения аккредитации.
По закону апелляция рассматривается 15 рабочих дней. medvestnik.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6