Слово в день празднования иконы Божией Матери «Всецарица»
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Оригинал иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица» (по-гречески — «Панта́насса»), находится в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Но существует множество списков с этой иконы, в том числе и в нашей России. Особо почитаемый образ — в Новоспасском монастыре в Москве. С первых веков Церковь изображала Богородицу как Царицу и Владычицу, сидящую на царском престоле со знаками царственности в окружении ангелов или в момент венчания на царство Ее Сыном.
Матерь Божия прославляется Церковью как Царица неба и земли. Та, Которая в Благовещение назвала Себя Рабой Господней, в течение всей Своей земной жизни была верна тому, что это именование выражает. Утверждая тем самым, что Она была истинная Ученица Христова, и сущностью Ее жизни было служение. Мы помним эти слова Спасителя: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Вот почему Пречистая Дева была первой среди тех, кто служит Христу, в том числе в других людях, чтобы привести их к Царю, Который говорит, что служить Ему — значит царствовать с Ним. И Она обрела в полноте этот дар подлинной свободы, свойственной ученикам Христовым: служить — значит царствовать. Слава служения не имеет конца — восходя к небесам, Божия Матерь продолжает служить спасению многих.
Праздник Успения, который мы совершали недавно, связан непосредственно с сегодняшним праздником иконы Божией Матери «Всецарица». Матерь Божия была взята на небо с телом и душой, чтобы быть увенчанной Пресвятой Троицей как Царица и Госпожа всей твари. Она была вознесена на небо, чтобы еще более уподобиться Своему Сыну, «Царю царствующих и Господу господствующих» (1 Тим. 6, 15), Победителю греха и смерти. Преподобный Ефрем Сирин влагает в уста Божией Матери такие прекрасные слова: «Пусть небо прострет ко Мне руки, потому что Я почтена более его. Ибо небо — только Его престол, а не Его Матерь. Насколько больше достойно чести и поклонения — быть Матерью Царя, чем Его престолом!»
Царское достоинство Божией Матери сокровенно связано с царским достоинством Ее Сына. Иисус Христос — Царь, потому что Он обладает полной и совершенной властью как на небе, так и на земле. Это царство Его — не только полное, но абсолютное и естественно принадлежащее Ему. Царство Божией Матери — полное, и оно заключается в приобщенности Ее Сыну. Слова «Царица и Госпожа» по отношению к Пречистой Деве — не метафора. Ими мы выражаем Ее истинное превосходство и подлинное достоинство и власть в этом мире и в вечности.
Пречистая Дева, будучи Матерью Царя, подлинно и естественно Царица, находящаяся на вершине творения. Она — первая человеческая личность во всей вселенной. Она прекрасна и совершенна, и имеет такую полноту невинности и святости, что невозможно представить кого-либо больше после Бога, и без Бога никто никогда не сможет Ее понять. Именование Пречистой Девы Царицей есть Ее единство со Христом как Матери, по благовестию Ангела: «Господь с Тобою» и совершенное приобщение Ее Сыну Царю в деле искупления мира. В этом именовании Она — Мать-Царица Царя, Который есть Бог, Тот, Кто дает Ей это возвышение над другими человеческими творениями. Царица Богородица — Та, Которая сообщает им сокровища и блага Царства Господня по дару Своего Сына.
Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/08/30/carica_moya_preblagaya
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев