22 и 23 февраля в Мариинском-2 пройдет знаковая для театра премьера — слушателям будут представлены сцены незавершенной оперы «Саламбо» Модеста Мусоргского. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра на обоих показах — Валерий Гергиев.
«Саламбо» — раннее сочинение Мусоргского на сюжет одноименного романа Гюстава Флобера о борьбе Карфагена и наемников-варваров. Но центральной темой в опере стали не события времен Пунических войн, а трагическая любовь предводителя ливийских воинов Мато к прекрасной Саламбо, дочери правителя Карфагена.
Судьба неоконченной оперы не менее интересна, чем сюжет, на который она написана. В 1989 году по заказу Мариинского театра известный петербургский композитор Вячеслав Наговицин создал оркестровую редакцию оперы. В 1991-м она была расширена, и именно в таком варианте в том же году Мариинский театр исполнил оперу в естественных декорациях древнеримской арены в испанском городе Мерида.
Наконец, уже в XXI веке, незавершенная опера Мусоргского «Саламбо» обрела сценическое воплощение благодаря режиссеру Сергею Новикову и художнику-постановщику Ростиславу Протасову. Премьера спектакля с огромным успехом состоялась в конце 2024 года в Большом театре, а теперь постановку увидят и петербургские зрители.
В спектакле Сергея Новикова музыка прежней редакции дополнена еще одним номером — дуэтом Саламбо и ее духовного наставника Шагабарима. Помимо певцов в постановке участвует чтец, драматический актер, исполняющий роль отца Саламбо.
«Мусоргский поражает слушателя красотой неведомого мира Карфагена. Это одновременно античность и современность. Здесь кипят страсти, сверкают краски, в один трагический клубок сплетаются судьбы людей и судьбы народов,
— рассказывает художник-постановщик Ростислав Протасов.
«В визуальном ряде спектакля присутствуют элементы эклектичной архитектуры, ожившие полотна и фрески, пестрые краски разношерстной толпы».
Как отмечает режиссер спектакля Сергей Новиков, «Саламбо» — предтеча «Бориса Годунова»: это касается и прямых музыкальных цитат, и первого опыта автора в жанре народной музыкальной драмы в сцене жертвоприношения.
«Прослушивание "Саламбо" может подарить радость узнавания той музыки, которая потом будет признана шедевром Мусоргского», — добавляет Сергей Новиков.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев