По указу Петра Первого в России стали проводить ревизские сказки — это переписи, которые охватывали почти всё крестьянское население, облагаемое подушным окладом. Всего было проведено десять ревизий с 1719 по 1850 год. Также в 1709 году проводилась так называемая нулевая ревизия. Ещё существовали переписные книги 1645, 1678, 1704 годов, а ранее написаны «Книга ясачных сборов» Матвея Стрешнева (1622 год) и «Писцовые бортные книги» (1622 год) Федора Чеботова. Используя древние рукописи описанные выше, я отследил своих предков по линии Звонаревых начиная с 1-й ревизии 1729 года и до наших дней. Линия Звонаревых выглядит следующим образом: Родион – Калина Родионов сын Звонарь (1669 г.р. - Тимофей Калинин (Клягин) (1711 - 1785) – Иона , он же Финоген сын Звонарев (1744 г.р.) – Иван Финогенов Звонарев(1773 -1808) – Степан Иванов Звонарев- Клягин (1796 г.р.) Федор Степанов Клягин - Звонарев(1835 – 1916) – Михаил Федоров Звонарев (1868 г.р.) – Егор Михайлович Звонарев (1905 -1963) - Николай Егорович Звонарев (1930- 1996).
В 3-ей ревизии 1763 года записаны пятидесятидвухлетний Тимофей Калинин, его жена Ирина Тимофеева, сын Иона 20-ти лет и его жена Пелагея Максимова, а также дети Тимофея - Яков, Прасковья, Марья, Прасковья младшая. В 4-й ревизии 1782 года перечислены все те же лица: Тимофей в возрасте 71 -го года, его жена Ирина Тимофеева, дети: Яков, обе Прасковьи, Марья, жена Ионы – Пелагея Максимова, за исключением одного имени. Вместо Ионы указан Финоген, возраст которого совпадает с возрастом Ионы с учетом 19-ти лет прошедшие с предыдущей переписи, из чего следует вывод, что Иона и Финоген одно и тоже лицо.
В ревизской сказке за 1782 год записано, что Финоген был взят в рекруты в 1779 году, на тот момент ему было 36 лет!!! К этому времени у Финогена Тимофеева и его жены Пелагеи Максимовой было двое детей: Иван и Евфросинья. Но как такое стало возможным? Почему в таком возрасте он был рекрутирован? Для того, чтобы понять сложившуюся ситуацию, нужно знать особенности той эпохи и соответственно понимать мотивацию деятелей, живших в тогда.
Екатерина Великая правила нашей страной с 1762 года и до своей смерти в 1796 году. В этот период Россия вела множество войн. В результате Русско – Турецких войн были присоединены земли Северного Причерноморья, Крым, Прикубанье, Белоруссия, Западная Украина, часть Польши. И для этих войн были нужны всё новые и новые рекруты. Численность армии была увеличена с 160 до 320 тысяч.
Так же во время царствования Екатерины Второй с 1773 года по 1775 шла крестьянская война под предводительством Пугачева. Восстанием были охвачены и наши села. Есть упоминание в материалах Тамбовской Учёной Архивной Комиссии о гибели жителя села Русского от рук повстанцев. Возможно, что какая-то часть крестьян наших сёл, напротив, могла поддержать Пугачёва. В последующие годы за Пугачевским бунтом и за моровой язвой 1771 года, оказалось, что по всей Тамбовской епархии недоставало 292-х человек духовного чина, из них, одних священников недоставало в числе 82 персон .
В те же времена, в 1776 году Тамбовскую епархию возглавил митрополит Феодосий. Феодосий отличался особой любовью к представителям сельского причта. Особую любовь, как написал Тамбовский краевед И.И. Дубасов, Феодосий выразил по поводу церковного разбора. Зная тяжелую солдатскую долю и учитывая острую нехватку в сельских храмах штатных церковников. Епископ спасал от солдатчины дьячков, пономарей, церковных сторожей. Тамбовский воевода Черкасов и майор Еропкин стали требовать, чтобы преосвященный немедленно вызвал всех церковников в воеводскую канцелярию к окончательному разбору, но епископ не отступал от своей политики. Укрывая молодых, Феодосий посылал вместо них старых церковников.
В данном моменте позволю себе не согласиться с самым известным и значительным тамбовским краеведом всех времен. Как можно было наполнить штат, если посылать вместо одних церковников других? И чем опытные дьячки и пономари хуже молодых? А вот если посылать в разбор снятых с военного учёта монастырских крестьян, кому за 30, то, такая практика укрывательства церковного причта от солдатского разбора, могла бы иметь смысл для восполнения штата церковников.
Вскоре для владыки наступают трудные времена. Нашлись пономари, которые на него писали доношение, о том, что преосвященный за укрывательство брал взятки до 70-ти рублей. Епископа Феодосия отдали под суд комиссии светских и духовных персон. В 1770 году его отстранили от управления епархией и вызвали в Воронеж.
В 1773 году епископ Феодосий, милостью императрицы, был прощён и возвратился в Тамбов, где и окончил своё святительское поприще. Во время управления преосвященным, в Тамбовской епархии в 1779 году была открыта духовная семинария. При нем было воздвигнуто значительное количество новых храмов. На месте ветхих были построены каменные и обширные храмы. В один только 1772 год, после моровой язвы, было устроено 40 храмов. После пугачевского бунта был восстановлен Троицкий монастырь. Епископ Феодосий неусыпно заботился об устроении и украшении Божьих храмов. При нём особое внимание было обращено на иконопись. Часто, встречая иконы странного и нелепого письма, он удалял их из храма, заменяя более достойными образами.
Для Русской Православной Церкви времена правления Екатерины Второй были непростыми. Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. Однако, уже через три недели после отмены указа, правительница создаёт специальную комиссию для решения церковных вопросов.
Итогом работы комиссии стал манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 года. Девять миллионов гектар земли, принадлежавших Синоду и монастырям передали в распоряжение Коллегии экономии. Крестьяне обрабатывающие эти угодья, а их насчитывалось 1 миллион душ только мужского пола, переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей , монастырей, часть тратили на содержание госпиталей, остальное уходило в казну.
Из 954 монастырей 567 упразднили. Оставшиеся обители были разделены на три класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег не хватало. Церковная реформа Екатерины II, привело к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены.
В ходе упразднения большого количества монастырей была закрыта и Мамонтова Пустынь. Деревянная Николаевская церковь, с приделом Алексея, Божьего человека, стала приходской, но она была ветха. Поэтому прихожане этой церкви через своего священника Андрея Васильева, подали преосвященному Феодосию, Епископу Тамбовскому и Пензенскому, прошение о разрешение построить им новую церковь. Разрешение было дано. 19 сентября 1780 года, священнику Андрею Васильевичу выдано было от преосвященного храмозданная грамота, в которой предписывалось разобрать ветхую церковь и построить небольшой новый храм во имя Алексея человека Божьего.
На фоне исторических событий государственного, губернского и местного масштаба, описанных выше, случилась драма с моим предком Ионой – Финогеном. Похоже, он стал солдатом вместо какого - то молодого церковника. Во время правления Екатерины II крестьянам было запрещено жаловаться на своих господ, что давало почву для всевозможных злоупотреблений. А если уж за крестьянином была какая - то вина, то найти правду, он уже никак не мог.
Хотел бы отметить ещё один факт. После окончательного закрытия Мамонтовой Пустыни в 1801 году, в Ильинской церкви, появляется пономарь (звонарь) Иона Тимофеев, перешедший из Мамонтовского монастыря. Да мало ли Ион, у которого отец Тимофей могло быть в Мамонтово. Конечно, это совпадение, и время не то, и возраст не тот у этого Ионы Тимофеева. Мой предок Иона, он же Финоген похоже не вернулся домой. В ревизской сказке за 1795 год Финоген Тимофеев сын записан как взятый в рекруты. В тот момент ему было 52 года и это означает большую вероятность того, что он уже никогда, ни увидел родного дома. В переписи 1811 года о нём уже нет упоминаний.
Такая судьба была у Финогена. А у епископа Феодосея, после его смерти, из собственного имущества остались: один ковер, три рясы, 12 четок, 17 книг духовного содержания и 100 рублей денег. Это говорит о том, что, если преосвященный и нарушал закон, то делал он это не для личной выгоды. Время такое было.
Самыми трудными для крестьян временами считается время правления Петра Первого и Екатерины Второй, и в то же время, годы царствования этих правителей одни из самых великих для России. Вот и получается, что величие России всегда строилось на поте и крови обычных крестьян - наших предков, которые пахали, воевали, рожали многочисленное потомство. Их потомки, в свою очередь тоже пахали воевали и рожали многочисленное потомство. Так было в Крымскую войну, и в Японскую, и в Германскую. И во время Великой Отечественной войны мужчин из сельской местности брали в основном в пехоту. Их место было, как всегда, в самом пекле сражений. И никакому начальству в голову не могло прийти эвакуировать их семьи в Среднюю Азию, в глубокий тыл или же выдавать колхозникам «бронь», для решения проблем снабжения армии продовольствием. С этой задачей, ценой огромных усилий, справлялись оставшиеся в сёлах старики, женщины и дети. И, сегодня, сельские юноши, которых сейчас не так уж и много, почти все служат в армии. История продолжается.
РГАДА, фонд 350, опись 2, дело 3517.
ГАТО, фонд 12, опись 1, дела №№ 105, 223,431, 671.
ГАТО, фонд 1049, опись 4. Метрические книги Николаевской церкви села Мамонтово , 1745 – 1920 годы.
Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края.
Древо, открытая Православная энциклопедия.
Кто знает больше, пишите. Кто заметил неточности, пишите. 11 мая 2019 год.
Звонарев Н.Н.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1